Шульжик Елена Витальевна

учитель информатики ГБОУ школа №436

Способы активизации самообучения посредством ИКТ

Аннотация

В данной статье описаны некоторые способы активизации самообучения детей с помощью:
  • тренажеров во время урока; 
  • проектной деятельности на уроке и вне урока;
  • работы с сайтом школы, со страницами и электронной почтой учителей при подготовке к урокам и ЕГЭ;
  • использования социальных сетей.
Активизация самообучения
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приёмом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. 
С помощью компьютерных программ, презентаций, тренажеров, можно оживить и сделать более увлекательным объяснение нового материала. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве тренажёра, средства контроля и оценки знаний. Усвоение знаний, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. Для подготовки к контрольным работам, аттестации в форме ГИА и ЕГЭ часто использую различные тренажеры, которые можно бесплатно скачать с Интернет-ресурсов:
  1. http://internika.org/
  2. http://www.twirpx.com/files/abit/ege_po_informatike/
В проектной и исследовательской деятельности учащихся стараюсь не ограничивать их творческую самостоятельность. После обсуждения выбранной темы, технических требований к работе ребята занимаются поиском информации, обрабатывают её, составляют план работы и сами его реализуют. ИКТ используются мной для привлечения учащихся к самостоятельным творческим разработкам. При подготовке презентаций в рамках районных конкурсов «Дорога и мы», «Моя будущая профессия» нельзя не сказать и об использовании Интернет–ресурсов, усиливающих исследовательские, информационно-поисковые и аналитические методы работы с информацией. Готовые презентации представляются разработчиками, демонстрируются через проектор, обсуждаются недоработки и отбираются лучшие работы на конкурс. Тем самым повышается объективность оценивания учащихся, они являются активными участниками образовательного процесса, что значительного усиливает мотивацию учащихся к обучению, интерес к предмету. Все это повышает качество знаний, делая процесс обучения личностно ориентированным, развивая, повышая информационную компетентность учащихся и прочность усвоения знаний и навыков. У учащихся развиваются коммуникативные способности, логическое мышление, а в процессе демонстрации приобретается опыт публичных выступлений.
На данный момент оценивание качества обучения происходит в основном по результатам выпускных экзаменов в 9 классах и результатах ЕГЭ в 11 классах. Учителя-предметники сталкиваются с проблемой подготовки выпускников к ЕГЭ: предмет по выбору нужен не всем, и готовить весь класс нет необходимости. Тогда страдают ученики, выбравшие этот предмет для сдачи экзамена. ИКТ позволяет разрешить эту дилемму. Как дополнительное обучение мы предлагаем заинтересованным ученикам самостоятельно разбирать темы по Интернет ссылкам, дополнительным источникам, размещенным на наших личных сайтах, на вкладке Подготовка к ЕГЭ. Наши сайты созданы на бесплатном приложении Gogle – Gmail.com. Ссылки на личные сайты можно найти на школьном сайте. Редактировать сайты можно с помощью бесплатной программы редактора сайтов «NVU», которую можно бесплатно скачать с ресурса http://nvu.mozilla-russia.org/.
Также дистанционно может осуществляться обучение и контроль знаний длительно отсутствующих учеников (по болезни, другим причинам). Для изучения новых тем помимо параграфа учебника, предлагаются разработанные и продемонстрированные на уроках презентации, и как дополнительный источник знаний полезные ссылки по темам, прикрепленные на страницах сайтов. 
Перед проведением контрольных работ учащимся предлагается попробовать свои силы на обучающих сайтах в виде интерактивных тестов. В качестве контроля полученных знаний пройти тест по теме, размещенный на сайте учителя или высланный на электронную почту ученика, а результаты выслать на почту учителю. 
Еще один «нестандартный способ» - использование социальных сетей. Учащиеся часто посещают социальные сети (Вконтакте, Одноклассники, Мир тесен и др.), происходит вроде диалога с прикреплением заданий и пересылкой решений.
Таким образом, включение в урок информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. 
Именно современные образовательные технологии с использованием ИКТ позволяют освободить учителя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве.
 
Литература
1. Педагогика: учеб. / Л.П.Кривошенко [и др.]; под ред. Л.П.Кривошенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Методические разработки Статья Шульжик Е.В.