Мокин Александр Евгеньевич

педагог дополнительного образования
ДДТ «Ораниенбаум»

«Воспитание толерантности в учреждении дополнительного образования»

     Умей чувствовать рядом с собой человека,
     умей понимать его душу,
     видеть в его глазах сложный духовный мир
     – радость, горе, беду, несчастье.
     Думай и чувствуй,
     как твои поступки могут отразиться
     на душевном состоянии другого человека.
 
                                                     /В.А.Сухомлинский/
 
Для нашей страны и ее жителей понятие «толерантность» является новым. Термин используется в повседневной жизни, но у большинства людей в сознании не сформировались четкие позиции и установки в отношении данного понятия, которые позволили бы назвать наше общество толерантным. Мы еще в начале пути, мы пока только рассуждаем и привыкаем к тому, что толерантность является неотъемлемой частью цивилизованного общества [1].
Цивилизованным можно назвать общество с высоким уровнем культуры. В подобной среде основой межличностного взаимодействия является вежливость, уважение, взаимная поддержка не только по отношению к близким, но и к тем, кого мы встречаем в повседневной жизни: соседи, прохожие, попутчики. Понятие «толерантность» включает в себя перечисленные проявления к окружающим. Мы демонстрируем уважительное и вежливое отношение к другим культурам, национальностям, представителям разных конфессий, когда относимся к ним толерантно. Отсутствие у нас враждебных установок позволяет им ощущать себя в безопасности. Нам, как гостеприимным хозяевам, следует принимать различные меньшинства в своем обществе, оказывать им поддержку, а не отвергать лишь потому, что они отличаются от нас.  Нам необходимо учиться тому, что «другой» не означает «не правильный». Когда мы становимся толерантными, мы принимаем и позволяем другим быть не такими как мы, иметь свою культуру, обычаи, взгляды [2].
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка [3]. Дом детского творчества как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Здесь у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Поэтому воспитание толерантности сегодня – одно из важнейших направлений воспитательной работы. 
В ГБОУ ДОД ДДТ "Ораниенбаум" реализуется программа «Воспитание толерантности». Главная цель программы  воспитание и обучение высоконравственной, толерантной личности, обладающей объективной самооценкой, уважительно относящейся к другим людям, знающей историю и традиции своего края, несущей ответственность за его процветание, умеющей видеть прекрасное в Человеке, деятельности, искусстве. 
Программа охватывает всю воспитательную среду ДДТ "Ораниенбаум". Достижение целей и задач программы обеспечивается выполнением мероприятий по следующим направлениям:
- воспитание культуры толерантности через систему образования;
- укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде; 
- развитие толерантной среды ДДТ "Ораниенбаум" средствами массовой информации; 
- поддержание межконфессионального мира и согласия; 
- использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности; 
- организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации программы. 
Реализация программы «Воспитание толерантности» позволит решить проблему расширения информационного пространства и подготовки практико-ориентированного и социально-адаптированного выпускника, формирования и развития его как личности:
- осознающей мир как ценность, определяющую жизнь Человека на Земле; непримиримо относящейся к ссорам, конфликтам, насилию;
- стремящейся как можно больше узнать о своем крае, его природных богатствах, истории, культуре;
- адекватно оценивающей свои способности, проявляющей готовность сознательно выбрать будущую сферу профессиональной деятельности;
- признающей уникальность каждого человека;
- умеющей  видеть и ценить прекрасное в окружающей жизни, искусстве.
В нашем образовательном учреждении обучение и воспитание представляют собой единый целостный педагогический процесс. Его основным  содержанием являются ценностные отношения к Человеку, Земле, Миру.
Одной из форм работы по программе «Воспитание толерантности» является проведение Фестиваля народов мира «Вместе весело шагать...», посвященного Международному дню толерантности. В конкурсных испытаниях принимают участие дети в возрасте от 8 до 17 лет, педагоги, родители, бабушки и дедушки.
Основные цели и задачи фестиваля:
- создание эффективно действующей психолого-педагогической системы, направленной на утверждение культуры толерантности и профилактики экстремизма в подростковой и молодежной среде;
- активизация и поиск новых форм просветительской деятельности, способствующей восприятию феномена петербургской культуры как синтеза этнокультур народов и народностей, проживающих в городе, изучению и осмыслению исторических особенностей, традиций и обычаев многонационального Петербурга и других наций;
- вовлечение обучающихся в работу по проведению социально-культурных акций, направленных на утверждение универсальных общечеловеческих ценностей и искоренение экстремизма в любых его проявлениях.
- пропаганда образа современного петербуржца как социально-активной личности, исповедующей принципы толерантности и стремящейся к расширению диапазона знаний и умений, необходимых для самореализации в полиэтнической среде. 
Каждый год фестиваль дарит каждому участнику и зрителю настоящий праздник, который объединяет всех, не зависимо от возраста и вероисповедания, приносит ощущения единства и семьи.  
Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Умение проявлять толерантность к окружению указывает на высокий уровень развития человека. Когда мы работаем над собой, воспитываем в себе толерантность, мы не просто достигаем успеха в личностном росте, но и делаем целый мир немного лучше и добрее. Совершенствуя общество, мы заботимся о будущем поколении, о наших детях, о том, какой в дальнейшем станет наша страна. От нас зависит, верным ли путем пойдет развитие общества, и только нам решать, быть толерантным или нет.
Список литературы
 
1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему: учебно-методическое пособие. – М., 2003
2. Мчедлов М.П. Толерантность. – М., 2004
3. Формирование установок толерантного сознания у детей и молодежи: материалы городской научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2010. – 43с.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Методические разработки Воспитание толерантности