Родионов Евгений Борисович,

учитель физической культуры ГБОУ школы № 436

«Роль интернет-ресурсов в индивидуальной физкультурной практике»

 
В фильме «Земля Санникова», по роману В. Обручева, высказано размышление о том, что мы, находясь рядом с близким человеком, можем мысленно становиться всё дальше и дальше друг от друга, а когда разлучаемся - всё ближе и ближе. (Обращение невесты к своему возлюбленному, когда экспедиция в поисках земли отдаляется на север, артисты Е. Чухрай и В. Дворжецкий). 
 
Очень похожая ситуация может происходитьи в отношениях учителя со школьниками при использовании интернет сайтов, когда электронные дистанционные средства обучения сближают педагога с учениками. 
В данной статье приводится опыт работы по индивидуальным образовательным программам с учащимися старших классов с использованием интернет технологий.
В основе метода разработки таких программ лежит концепция О. Е. Лебедева о компетентностном подходе в образовании. В ней образование представляет собой процесс развития у учащихся способности к самостоятельному решению проблем на основе освоения социального опыта при одновременном расширении круга личностно-значимых проблем.
В рамках данной концепции такие программы необходимы для решения проблемы - скрытое отчуждение ученика из образовательного процесса. Скрытое, так как ученик, как бы присутствуя в образовательном процессе, часто не проникается его содержанием («содержание» появляется, когда учебный материал держится учеником и учителем). И важно найти способ обращения учителя к ученику с целью совмещения его потребностей с ценностями, которые несёт предмет. 
 
Необходимо уточнить различие понятий: индивидуальный подход и индивидуализация обучения. 
В индивидуальном подходе при заданном учебном материале (цели обучения держатся учителем) учитываются индивидуальные особенности ученика при его усвоении. Например, репетиторство один из вариантов индивидуального подхода, в котором делается попытка довести заданное содержание до ученика.
Индивидуализация обучения (как одно из направлений дифференцированного подхода) предполагает приоритет индивидуальных особенностей в выборе содержания. Ученик получает возможность ставить перед собой цель своего обучения. 
Суть методики заключается в совместном конструировании проблем и организации деятельности по их разрешению с использованием ресурсов школы и возможностей семьи.
Индивидуальные образовательные программы (ИОП) направлены на: 
  • вхождение в образовательный процесс, предусмотренный учебным планом школы с учётом потенциальных способностей учащегося;
  • соблюдение методов обучения адекватных реальным возможностям учащегося;
  • создание условий для проявления учащимися навыков самообразования и положительной мотивации;
  • содействие самоопределению и самореализации учащихся в сфере физической культуры;
  • создание атмосферы педагогической и психологической поддержки.
Составление ИОП проводится по следующим основным причинам:
  • состояние здоровья (учащийся может относиться к подготовительной или специальной медицинской группе);
  • низкий уровень развития отдельных двигательных способностей учащегося из-за невыполнения недельного объёма двигательной активности на протяжении долгого времени;
  • особенности телосложения;
  • психологические особенности (трудности) общения со сверстниками;
  • необходимость специальной физической подготовки для будущей профессии (военные и др.);
  • серьёзные занятия учащегося в спортивной школе и подготовка его к соревнованиям;
  • необходимость повышения уровня развития двигательных способностей как важного фактора здорового стиля жизни.
В структуре составления ИОП отражаются:
  • срок прохождения программы;
  • причины разработки программы;
  • характеристика способностей ученика (результаты диагностик и тестирований, уровень успешности по предмету, мотивация, рекомендации по выяснению зоны актуального и потенциального развития и др.);
  • согласование заказов ученика и учителя по содержанию учебного материала (акценты целей программы для данного учащегося, основы знаний, способы самостоятельной деятельности, двигательные действия по физическому совершенствованию);
  • согласование заказов ученика и учителя по формам обучения (общие классные уроки с удержанием индивидуальной образовательной цели, занятия по самоподготовке или учреждениях дополнительного образования, консультации);
  • лист контроля, который осуществляется с помощью электронных носителей.
В содержание контроля входят:
  • контроль регулярности занятий;
  • контроль усвоения знаний и технического выполнения физических упражнений;
  • контроль физического развития (антропометрических показателей, динамики развития физических способностей, данных функциональной диагностики).
В реализации индивидуальных программ большое значение играет техническая оснащённость учебного кабинета, в частности использование компьютерных технологий. 
В настоящее время учебно-воспитательный процесс по ИОП в физическом воспитании с учащимися старших классов строится следующим образом.
На сайте школы создан сайт учителя физической культуры.
На сайте учителя физической культуры имеется раздел дистанционного обучения, где, на базе онлайн-сервисов GoogleDocs и GoogleDrive, организована система обучения учеников по индивидуальной программе. Система включает в себя всё необходимое для самостоятельной разработки учеником ИОП, а также обратную связь с учителем, на случай возникновения вопросов. Учитель же имеет возможность наблюдать за работой ученика и направлять его действия. Это возможно благодаря удобной системе диалога ученика с учителем — чата и комментирования содержания ИОП.
В течении года, по мере необходимости, файлы структуры программы заполняются необходимыми данными. Кроме этого в ИОП могут вноситься задания для самостоятельной работы по отдельным темам из теоретических занятий.
Ожидаемыми результатами могут быть:
  • достижение оптимального уровня компетенции в сфере физической культуры в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания образования,
  • содействие деятельной обстановки в образовательном процессе школы,
  • достижение умений с помощью учителя планировать свою самообразовательную деятельность и поэтапно её оценивать,
  • создание условий для возможности выбора образовательного маршрута в дальнейшем физическом совершенствовании,
  • адаптация учащихся к условиям социума.
Реализация на практике индивидуальной работы с учащимися старших классов вызывает трудности педагогического характера. Они заключаются в том, что сегодня школьники ориентированы, прежде всего, на получение отметки по предмету. Отсутствие доминанты на самосовершенствование, т. е. на процесс занятий, а не результат, вызывает организационные и психологические трудности здорового стиля жизни. К сожалению, как учащиеся с низким уровнем здоровья, так и спортсмены не приучены к рефлексии учебной и не учебной деятельности в сфере физической культуры. 
Кроме этого, у некоторых учащихся ещё недостаточная компьютерная грамотность и опыт выполнения учебных заданий через технологии интернета.
Возможно, есть целесообразность практиковать отдельные учебные задания в более младших классах.
Подробнее о ИОП и их использовании можно ознакомиться на сайте [1].
Ссылки
1. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
 

 

Вы здесь: Home публикации Статьи Методические разработки Роль интернет-ресурсов