Кокоулина Людмила Иннокентьевна, 

учитель ИЗО ГБОУ школы № 439
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Кошаева Наталья Николаевна

педагог дополнительного образования,
методист ГБОУ ДОД ДДТ
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Народные традиции – источник познания семейной культуры

[Скачать]

Знание традиций и истории своего народа помогает  осознать себя наследником и продолжателем дела многих поколений, является необходимым условием воспитания будущего гражданина, человека во всех сферах его жизнедеятельности – в труде, в быту и в семье. Нашим детям трудно представить свою жизнь без гаджетов, которые очень облегчают жизнь современного человека. К сожалению, многие дети и даже родители имеют смутное представление о том, как интересно жили наши предки, как  весело проводили время всей семьёй на  традиционных народных праздниках. Покупая ребенку очередной планшет, родители надеются  на то, что у них появится свободное время. Да, оно появляется: родители заняты своими делами, а дети, не отрывая взгляд от новенького сенсорного экрана, своими. Но в итоге теряется главное  совместное время провождения, самое полезное и  бесценное время. Ведь именно в отношениях мы можем понять кто мы такие. Современные исследования учёных показывают, что знание, которое родители передают своим детям, усвоится на 90%.
Проблема взаимопонимания родителей и детей  крайне актуальна в наше время. Множество родителей записываются на прием к психологам, чтобы понять, как наладить отношения со своим ребенком и как  восстановить прерванную со своим ребёнком связь. А решение этой проблемы крайне просто  нужно быть вместе с детьми, проводить с ними время, посещать музеи, выставки, праздники, обсуждать увиденное, обмениваться мнениями, спорить. 
Совершим небольшой экскурс в прошлое русской семьи: на Руси многодетной считалась та семья, у которой было пятеро детей, а не трое, как у нас сейчас принято считать. В основном в каждой семье было не меньше четырех-пяти  детей. И у родителей не возникало проблем, как выстаивать свои взаимоотношения с детьми. А  всё потому, что мама  была не только мамой, она одновременно была  и  певицей, баюкая своих детей, директором детского сада, которому нужно было организовать  распорядок дня своих многочисленных чад,  и портнихой, заботясь об одежде всей семьи, и дизайнером, придумывая для своих детей игрушки-погремушки  из подручных средств. Женщине нужно было уметь очень многое, чтобы справляться с таким количеством народа. Кроме того, в  русской крестьянской семье  все было основано на взаимопомощи, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои. Дети, находясь в семье, впитывали это. Вся жизнь семьи была подчинена естественному природному циклу, все шло своим чередом: за летом, с его горячей сельскохозяйственной порой,   следовала осень, с ее жатвой, за ней  зима, за зимой весна и посевные работы. Помимо сезонных работ, в каждом времени год был свой характерный праздник, сопровождающийся песнями, гуляньями, причем всё было предельно символично. Дети познавали мир,  его законы и принципы самой жизнью, а это самый действенный метод обучения.  Но время не стоит на месте и нам в воспитании детей, конечно, можно использовать опыт поколений, знакомить детей с традициями нашей богатой культуры и пользоваться её источниками, который отражён в художественных произведениях, а полотна великих мастеров помогут воочию увидеть исторические события, народные традиции, которые трудно представить современному человеку [1].
Например, когда в беседе дети называют свои ассоциации с  Масленицей, то в основном они связаны с блинами, а Рождество ассоциируется у многих с  Новым годом, весельем. Для учителя художественного направления, при создании детьми тематических творческих работ «Масленица», «Рождество», «Светлый праздник Пасхи», «Семья Романовых» очень важно погружение воспитанников в атмосферу  того периода истории, над которым мы работаем. На занятиях мы используем наряду с современными образовательными технологиям произведения искусства потому, что именно искусство в его лучших проявлениях позволяет увидеть, почувствовать традиции, созданные поколениями. 
Большой отклик у детей вызывают картины Б. Кустодиева, одного из ярчайших представителей русской художественной школы конца 19 начала 20 веков. Любимой темой художника всегда оставалась Россия с её ярмарками, и шумным весельем  «Масленица», «Деревенский праздник», «Портрет Ф.И.Шаляпина», «Троицын день», «Кулачный бой». 
Очень часто на своих занятиях мы обращаемся к творчеству живописцев, горячо влюбленных в провинциальную жизнь с ее праздничными гуляниями,  это В.Суриков «Взятие снежного городка» и К.Маковский «Масленичные гуляния».
Перед созданием посвященных Масленице творческих работ, рассматривая картины великих мастеров, мы с детьми имеем возможность путешествовать по России и увидеть, как народные масленичные гуляния, устраивались в 18  начале 20 веков в Красноярске, которые изобразил В.Суриков, а Б. Кустодиев  в Москве. 
На занятиях, рассматривая картину К.Маковского «Масленичные гуляния», дети узнают, где и как проходили гуляния в  Санкт-Петербурге, что  они  были самыми пышными и массовыми, устраивались на льду рек Невы и Фонтанки, на Александровском лугу, Царицыном лугу, Дворцовой площади, что обязательными атрибутами праздника были блины, пряженицы на молоке и яйцах, которые пеклись на импровизированных жаровнях, горячий сбитень, сладости. Основные увеселения дети находят на картинах сами  это катальные горы, балаганы, катание на санях, уличные карнавалы с ряжеными в маски и "пугала", кулачные бои. Такая импровизированная прогулка по художественной галерее помогает детям проникнуться определённой исторической эпохой, познакомиться с народными традициями и создать очень интересные творческие работы [2].
В  педагогической практике мы обращаемся не только к творчеству художников, но и к творчеству писателей. Используя педагогические мастерские, на которых работа над темой  начинается с совместного с детьми чтения, выбранных отрывков из книг и обсуждения и изучение материала. Так, погружая детей в военную эпоху,  использовались отрывки из произведения Л.Гинзбург «Блокадный дневник». Дети активно включились в обсуждение, прониклись темой, сюжетом и содержанием, сопереживали людям, живущим в драматический исторический временной период. Самое ценное, что у детей сформировалась авторская позиция по теме, и определился способ её выражения в рисунке и в работе над композицией и плакатом, посвященным 70-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Тема так увлекла детей, что  получила продолжение в исследовательской работе «Перелистаем семейный архив». В этой работе дети привлекли и  свою семью: родителей, дедушек и бабушек. Вместе с родителями были написаны небольшие рассказы о членах семьи, которые жили в военное время. Дети написали о боевых и трудовых подвигах, о тяжелых испытаниях, выпавших на долю их родственников.
На одном из занятий, когда проводилась подготовка к конкурсу детских работ «Уроки Веры и Благочестия», посвящённой 400-летию семьи Романовых, мы решили обратиться к дневниковым записям императрицы Александры Федоровны, жене императора Николая II. 
Занятие было организовано в форме педагогической мастерской. Чтение отрывков из дневниковых записей императрицы Александры Федоровны, о воспитании своих детей очень помогло при работе над конкурсной композицией «Семья Романовых». На мастерской дети высказывали своё мнение о нравственных ценностях, рассуждали об ответственности героев перед другими людьми. Чтение отрывков из дневника дало детям понимание исторических событий, помогло соотнести собственные переживания с созданием выразительных художественных образов композиции, а рассматривание документальных фотографий помогло передать портретное сходство героев.
Использование  в педагогической деятельности художественных произведений, способствует развитию эмоциональной сферы, коммуникативной и рефлексивной культуры, включению чувств ребёнка, созданию личного отношения к предмету обсуждения и погружения в тему. 
 
Литература
1. Масленица-блиноеда // Народный праздничный календарь в песнях сказках, играх, обрядах. Ч. 1. Зима. Весна. – М.: ЗАО РИФМЭ («Молодежная эстрада»), 1999. – С. 33-64. – Содерж.: Масленичные песни; Соломенная Масленица: сказки; Без лица в личине: загадки; Науменко, Г. Зимушка-зима: Зимний фольклорный праздник.
2. Масленица // Ищук, В.В. Народные праздники / В.В. Ищук, М.И. Нагибина. – Ярославль, 2000. – С. 53-60. Детям о традициях и истории праздника.
 

 

Вы здесь: Home публикации Статьи Методические разработки Народные традиции