Кислякова Татьяна Олеговна

воспитатель детского сада № 30

«Это удивительное лыко»

 
«Народ,  не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего».   
                                                                                          /М. В. Ломоносов/
 
Величайший ученый и философ Д.С. Лихачев, считал, что «ощущать себя наследником прошлого - значит осознавать свою ответственность перед будущим» [5].
Очень важно, с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.    К сожалению, в наше время такое ремесло, как лыкоплетение, несправедливо забыто. Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Древесина лыка пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. К тому же волокна лыка во время мытья выделяют фитонциды, которые,  как известно,  лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защитить. Не зря же наши предки пользовались именно такими мочалками [6].
Так, что же такое лыко? Это внутренний, мягкий слой коры липы, расщепленный и специально обработанный [1].
Очень важно, с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.    К сожалению, в наше время такое ремесло, как лыкоплетение, несправедливо забыто. Когда-то липа обувала почти всю Русь. Из лубяных волокон липовой коры плели лапти, ступни, бахилы, сапоги и босовики. Связанные в пучок вымоченные лубяные волокна мгновенно превращались в банную мочалку, хорошо знакомую и современному человеку. Древесина лыка пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняется долгие годы. К тому же волокна лыка во время мытья выделяют фитонциды, которые,  как известно,  лучшее оружие против микробов. Такая мочалка и чистоту обеспечит, и кожу не повредит, и еще от простудных заболеваний поможет защитить. Не зря же наши предки пользовались именно такими мочалками [6].
Так, что же такое лыко? Это внутренний, мягкий слой коры липы, расщепленный и специально обработанный [1].
Издревле плетеными из этого природного материала куклами играли крестьянские дети. Чуть ли не в каждой деревне находилась семья, в которой мастерство передавалось от деда к отцу, а от отца к сыну. И разве не чудо, что такое простое и лаконичное изделие дожило до наших дней? Как оказалось, традиции этого ремесла мало где сохранились в России.
Плетениеизделий из лыка уходит своими корнями далеко в прошлое. Еще во времена древней Руси лыковые игрушки использовались как обереги и ритуальные предметы в обрядах и праздниках. В давние временакуклы из лыка являлись символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода. В игре ребенок приобщался не только к культуре своего народа,но и стремился повторить, сделать игрушки самостоятельно.Это побуждало к труду и творчеству[3].
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли вкорзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды [2].  Относились к игре очень серьёзно, сохраняя всю последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.  Примером тому служит чучело Масленицы, секрет изготовления которого дошел до наших времен.  Но в ход идет не только мочало, а и любой подручный материал: цветные лоскутки, цветные нитки, различные ленточки, соленое тесто [4].
В наше время изготовление игрушки не потеряло своей значимости:
- процесс изготовления без выкроек, чертежей, рецептов приносит радость;
- размеры народной игрушки определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки до локтя,  до плеча, фигурки соразмерны своему создателю, человеку;
- при схожести конструкций куклы всегда индивидуальны, а значит, неповторимы;
- работа с мягким (тёплым) материалом дает ощущение тепла, нежности; 
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук, а значит, развивается речь;
- изготовив куклу, ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), то есть осваивает различные социальные роли;
- застенчивый, неуверенный в себе ребёнок часто в игре заменяет куклой себя, таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию;
- самодельная кукла дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребёнка, развития его фантазии.
Знакомство с традиционными русскими куклами позволяет нашим современникам узнать некоторые стороны культуры русского народа, а сами куклы составляют яркую, оригинальную домашнюю коллекцию или становятся необычными подарками для родных и близких [2].
Освоив технологиюработы с лыком, применяем её в практике работы с детьми коррекционной группы детского сада.
Целью такой работы является знакомство детей с историей народной культуры на примере традиционной и обрядовой игрушки из лыка, воспитание интереса к народным промыслам.
В ходе работы решаются как образовательные, так и развивающие задачи.
Образовательные задачи:
- сформировать представление детей: о традиционных и обрядовых куклах, изготовленных из лыка;о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, характерных признаках; о русском народном костюме,  его основных частях (рубаха, сарафан или понёва, фартук, душегрея, головной убор, повойник) идекоративных украшениях(кайма, вышивка, кружева);
- сформировать умение детей работать с лыком(скручивание, плетение, выравнивание, обрезка);
- познакомить детей с русским народным костюмомкак частью русской культуры, с особенностями народного костюма в зависимости от места жительства (южные, северные области, Центральная Россия), семейного положения.
Развивающие задачи:
- развить у детей интерес и уважение к русской истории, традициям народа, к традиционной игрушке;
- формировать умение узнавать знакомые образы (солнышко, птица, конь, барышня, коза и др.), видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы украшений).
- развивать мелкую моторику (через завязывание узелков из различных видов нитей, плетения из лыка, работу с ножницами).
Воспитывающие задачи:
- приобщить детей к истокам русской народной культуры через потешки, сказки, поговорки, пословицы, загадки, старинные игры;
- воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное для оформления своего дома и детского сада.
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Система работы представляет собой ежемесячное планирование разнообразных форм совместной образовательной деятельности с детьми старшего и подготовительного к школе возраста;организацию самостоятельной деятельности через активное наполнение развивающего образовательного пространства группы и привлечение родителей воспитанников посредством интерактивных форм работы с использованием образовательного пространства сада (комнаты быта) и других социальных институтов (музеи, библиотеки, комплекс «Русская деревня «Шуваловка»). 
Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, передачи культурных традиций от старших поколений – младшим. Одним из важных педагогических инструментов была и, на  мой взгляд, остается,  рукотворная игрушка.Ведь она  сделана своими  руками,а значит,  хранит в себе тепло человеческого сердца и частичку его души. И это благословенное стариной ремесло, плетение из лыка, надо  передавать своим воспитанникам и их родителям.
 
Литература
 
1. Донец Е.П., П.А. Рачков «Плетение из лозы и лыка», изд. РАНКО-пресс 1993 г.
2. Котова И.Н., А.С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла» изд. «Паритет» 2010 г.
3. Князева О.Л. «Приобщение  детей к истокам русской национальной культуры», Москва 2010 г.
4. Князева О.Л. «Знакомство  детей с русским народным творчеством» (конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников), Москва 2010 г.
5. Лихачев Д.С., «Русская культура»(статья «Из прошлого и о прошлом») изд. «Искусство», Москва 2000 г. 
6. Хайрова А.А. «У куклы из лыка русская душа» (интернет-ресурсsyzran-compas.ru)

 

Вы здесь: Home публикации Статьи Методические разработки Это удивительное лыко