- Подробности
- Просмотров: 1761
Филиппова Татьяна Сергеевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №19 Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Зримые песни»
Пение является одним из основных видов музыкальной деятельности в детском саду. Оно формирует весь комплекс музыкальных способностей дошкольников: ладотональный слух, чувство ритма, музыкально-слуховые представления, эмоциональная отзывчивость на музыку. Пение способствует формированию речи детей, активизирует их умственные способности, развивает музыкальный вкус и нравственные представления.
Пение является моим любимым разделом музыкального воспитания дошкольников. Я очень люблю петь и стремлюсь передать любовь к пению своим воспитанникам. Хочу научить детей петь чисто, с энтузиазмом, а самое главное, эмоционально передавая характер и настроение песни.
Долгое время, наблюдая за детьми в процессе разучивания песен, я пришла к выводу, что дети быстрее разучивают, а затем выразительно, эмоционально исполняют те песни, которые можно инсценировать (я называю их «зримыми песнями»). В связи с этим стала очень внимательно подбирать песенный репертуар, песни, в котором есть яркие образы интересные детям. Эмоциональное восприятие и исполнение этих песен способствовало развитию их ладотонального слуха. Для каждой возрастной группы подбирался яркий, интересный репертуар, исполняя который дети развивали свои вокальные способности и учились исполнительскому мастерству.
Начиная с младшей группы, обязательно работаем над эмоциями. Дети узнают, что настроение песни можно изобразить с помощью голоса, жестов, мимики. Основные эмоции (радость, грусть) обязательно отрабатываем на распевках, потешках и песенном репертуаре.
Например, в распевке «На зеленом лугу» присутствует два вида эмоций – радость и грусть, т.к. она звучит в мажоре, а затем в миноре. А в песнях «Машина» Тиличеевой, «Поезд» Красева, «Лошадка» Вихаревой дети выразительно поют, стараясь дополнить образы мимикой и жестами.
В средней группе задача усложняется. Дети уже могут имитировать движения животных и с довольствием их изображают, когда поют песни.Репертуар подбираю интересный для детей, способствующий развитию их эмоциональной сферы: «Гав-гав» Филиппенко, «Капельки» Зарицкой, «Ежик» Тиличеевой и т. д.
В старшей группе, продолжая работу над эмоциями, предлагаю детям различные игровые ситуации, например: щенок потерялся, мама купила новую игрушку, кот крадется за мышкой и т.д. Сначала дети неуверенно выполняют задания, но со временем перестают стесняться и, входя в образ, ярко передают настроение.
В репертуаре обязательно присутствуют «зримые песни», которые можно инсценировать: «Большой олень» фр.н.песня, «Дети любят рисовать» Шаинского , «Жил- был у бабушки серенький козлик» р.н.песня, «Два веселых гуся» р.н.песня и т.д. Дети с удовольствием их поют, передавая голосом настроение песни и активно используя мимику и жесты для выразительности исполнения.. В этом возрасте выявляются наиболее талантливые дети, которые солируют в этих песнях.
Дети подготовительной группы уже умеют выразительно инсценировать песни. Они хорошо владеют голосом, у них выразительные движения и мимика. Дети ярко проявляют свои творческие способности, сами придумывают, как обыграть песню.
В репертуаре подготовительной группы очень яркие, эмоциональные песни, которые с удовольствием исполняются детьми: «Про меня и муравья» Абелян, «Ежик» Попатенко, «Урок» Тиличеевой и т.д.
В этом возрасте можно ставить большие спектакли, в которых талантливые дети исполняют главные партии, а остальные с большим энтузиазмом поют в массовых сценах. Так, в этом учебном году нами были поставлены мюзиклы: «Гуси-лебеди», «Золушка», «Муха-цокотуха», «Репка» муз. Голощанова. Причем, солистами были всегда разные дети. Мы показывали эти спектакли не только родителям, но и другим детям нашего детского сада
Инсценировка песен дает следующие результаты:
Дети любят петь.
Хорошо владеют своим голосом.
Умеют в пении выражать свои чувства и переживания.
Развиваются творческие способности детей.
Использование «зримых песен» способствует развитию вокально-хоровых навыков детей. Так, в этом учебном году, по результатам диагностики 95% детей подготовительной группы выпускается в школу с развитым ладотональным слухом и умением эмоционально передавать настроение песни.