- Подробности
- Просмотров: 1052
Шеховцова Ольга Викторовна,
учитель-логопед ГБОУ школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающий подход как средство мотивации учебной активности и познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития на логопедических занятиях
Говоря о здоровьесберегающих технологиях мы должны помнить, что «здоровье» - это многокомпонентное понятие. Разнообразные и многочисленные определения этого понятия сводятся к тому, что основой здоровья личности является его физическое, духовно-психическое и социальное благополучие.
Исследования таких авторов, как Т.А. Власова, К.С. Лебединская и др. показали, что у детей с задержкой психического развития наблюдается неблагополучие всех трех компонентов. В своих работах авторы выделяют четыре типа задержки психического развития:
ЗПР конституционального происхождения.
Этиология задержки психического развития определяется наследственными факторами. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоническим психофизическим инфантилизмом. У этой категории детей отмечается незрелость эмоциональных реакций, положительный основной фон настроение с редкими перепадами, преобладание игровой деятельности над учебной. Школа воспринимается как новая игровая площадка. Учащиеся не принимают новых требований к поведению. Они продолжают играть на уроках, расписывать тетради, дорисовывая цветочки к элементам букв, цифр и т.д., отмечается низкий уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.Незрелость эмоционально-волевой сферы ведёт к несформированности учебной мотивации.
ЗПР соматогенного происхождения.
Задержка развития в данном случае, это следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний или состояний, влияющих на развитие мозговых функций: острых инфекций, сопровождающихся высокой температурой и интоксикацией, заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся гипоксией, аллергия, травмы головы, заболевания желудочной кишечного тракта и т.д. Интеллект первично сохранен у данной категории детей, но, по причине своей истощаемости, рассеянности они оказываются крайне непродуктивными в процессе усвоения школьных занятий. Наблюдаются трудности в адаптации, дети отличаются пассивным поведением, беспомощностью, безынициативностью. У них отсутствует интерес к учебной деятельности, снижена мотивация достижения, что связано с частыми головными болями при утомлении, болевыми ощущениями в области эпигастрия и другими соматическими недомоганиями. При малейших трудностях часто возникает аффективное торможение из-за страха неудачи. Всё это приводит к резкому снижению учебной мотивации.
ЗПР психогенного происхождения.
При данном типе задержки психического развития дети рождаются с сохранным интеллектом, но под воздействием социально-психологического фактора, то есть, неблагоприятных условий воспитания, происходит замедление темпов развития. Эмоциональная обделенность, материнская депривация, бедность контактов и окружающего пространства, отсутствие или слабая когнитивная стимуляция в результате ведет к снижение познавательной мотивации, инфантильности установок и отношений. Зачастую подобное отклонение формируется в неблагополучных семьях, как с индифферентным типом воспитания («сам вырастет, а мне не до него»), так и с авторитарным типом воспитания, когда родители подавляют и гасят эмоциональную и интеллектуальную активность. В первом варианте формируются стойкие ассоциативные установки, вследствие педагогической запущенности, проявление взрывных, импульсивных реакций. Во втором варианте, в обстановке травмирующей психику ребенка развиваются черты забитости, тревожности, необъективности, агрессии или подавленности.
ЗПР церебрально-органического генеза.
Причиной нарушения темпа развития ребенка является первичное локальное органическое поражение головного мозга, негрубое, но стойкое вследствие воздействия тератогенных факторов в натальный и постнатальный периоды развития.
У всех детей этой группы отмечаются когнитивные нарушения. На этом фоне познавательная активность снижена, наблюдается нарушение речи как системы, которое отражает недоразвитие эмоционально-волевой сферы, сложности мыслительных операции. Знания усваиваются единичными фрагментами, в памяти сохраняются не долго. Трудности планирования, контроля и вербализации действий.
На логопедических занятиях мы обычно имеем дело со смешанной группой школьников с ЗПР, в которую входят представители всех четырех типов. Речевое недоразвитие у этих детей сочетано и осложняется психосоматическими проблемами. В связи с этим логопедическая помощь и здоровье детей не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Данное обстоятельство требует от учителя-логопеда индивидуального личностно-ориентированного здоровьесберегающего подхода. Поэтому, важным является не только содержание занятия, но и формы, методы работы, которые выбирает учитель-логопед. Одной из приоритетных задач школы является создание ситуации успешности для обучающегося, сохранение и укрепление его здоровье. Исходя из своего опыта, я могу сказать, что первым шагом к этому на логопедических занятиях является снятие напряженности, тревожности, повышение фона настроения обучающихся. Это способствует снижению утомляемости, накопившейся за весь учебный день и включение учащихся в деятельность. Обстановка на логопедическом занятии не должна повторять обычный урок. Желательно максимально использовать игровые, коллективные формы работы, позволять учащимся свободно передвигаться по кабинету, используя определенные правила. В работе со старшими школьниками ЗПР я использую такую педагогическую технология как «Коллективно–взаимное обучение», в рамках которого практикую деловые игры, раздавая детям роли: «Директор», «подчиненный», «капитан команды», «игроки» и т.д., в зависимости от контекста урока. Такой прием позволяет детям стать активными участниками субъект-субъектных взаимодействий, развить самостоятельность, навыки сотрудничества, а педагогу использовать собственные ресурсы детей в процессе воспитания и обучения. К тому же здесь действует принцип, описываемый психологами:прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний всё это безусловно способствует повышению познавательной активности. Обязательным условием здоровьесберегающего занятия является формирование у детей знаний и навыков здорового образа жизни, а также культуры здоровья. Для этого можно использовать стихотворные тексты о здоровом питании, режимных моментах, закаливании и т.д.
В своей работе с младшими школьниками я использую логопедические стихотворные тексты в сочетании с движениями по методике «Расскажи стихи руками». Это могут быть стихи как для пальчиковой гимнастики, так и упражнения для общей моторики. Тексты я отбираю исходя из ряда требований:
насыщенность предикативной лексикой для воспроизведения действий движениями рук.
определенный динамический размер для синхронизации движений и ритма речи.
длина строки должна быть средней для более легкого подбора движений.
стихотворение должно иметь сюжет и действующее лицо во избежание механических монотонных движений.
При подборе стихотворения необходимо учитывать возрастные, физические и двигательные возможности учащихся.
Так же для профилактики утомления и улучшения самочувствия я использую элементы рефлексостимулирующего массажа по методу Су-Джок. Основная идея этого метода воздействия состоит в том, что каждый живой организм для поддержания своего здоровья имеет в теле множество разноуровневых проекционных систем (систем соответствия), являющихся голографическими копиями всего организма или отдельных его частей.Согласно Су-Джок наши кисти рук и стопы ног представляют собой проекцию тела человека: так ладонь и стопа – это туловище, а пять пальцев – это руки, ноги и голова.
Массаж кистей проводится, используя трение, прерывистое надавливание, защипывание, вибрацию, линейное и вращательное массирование. Так же можно использовать семена растений. Су-Джок терапевты считают, что семена растений несут в себе колоссальную жизненную энергию, поскольку из них потом вырастает целое растение. Поэтому семена способны передавать её больному органу и тем самым излечивать его. Массаж рук можно делать с помощью зерен растений воздействуя ими на все точки сразу (на всю поверхность ладони). Для этого подойдут семена гороха, фасоли, гречихи, тыквы, мандарина, перца. Данный метод не имеет противопоказаний и побочных действий, за исключением различных повреждений кожи на кистях рук. Помимо оздоравливающего эффекта данные приемы вызывают у детей живой интерес к занятиям, способствуют в переключении обучающихся с одного вида деятельности на другой, таким образом активизируют учебную активность и познавательную деятельность.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
3. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова. -М:2009. (библиотека журнала «Логопед». вып.6) 13 с.
4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
5. Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие техно¬логии в классах коррекционно-развивающего обу¬чения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.
6. Ощепкова ТЛ. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 90.
7. Пак Джи ВУ, Су Джоксемянотерапия: «Су Джок Академия»; Москва; 2004