Германова Марина Геннадьевна,

воспитатель ГПД ГБОУ средней школы № 417
Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Занятия по патриотическому воспитанию в группе продленного дня как средство формирования гражданской позиции учащихся»

[Скачать]

«…В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, 
как желание трудиться на пользу своей страны, 
и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - 
сколько возможно больше и сколько возможно лучше…»
Н. А. Добролюбов [1].
 
В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты моральных ценностей, когда материальное преобладает над духовным, исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира, воспитателя патриотизма и общественной нравственности.
Кто такой патриот и что такое патриотизм?
Патриот, - а, м. Человек, одушевлённый патриотизмом.
Патриотизм, - а, м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины [2, с.447]. И ещё можно добавить, что это человек, который помимо гордости и любви к своей Родине, сохраняет и преумножает её богатства, чтит традиции своего народа, своих предков, создаёт славу своей отчизне, сохраняет её культурное наследие, трудится ради её процветания на благо всего народа. 
Основные задачи воспитания учащихся нашей школы заключаются в укреплении здоровья детей, воспитании учащегося  гражданина, истинного петербуржца и патриота своей Родины. Работу с обучающимися мы строим на осознании ими нравственных ценностей, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Необходимо воспитывать любовь подрастающего поколения к своей Родине, её истории, её богатому наследию. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей и благороднейшей задачей современного педагога. Важно ещё в школьном возрасте воспитывать настоящего гражданина своей страны, развивать у него чувство национальной гордости и самосознания. Нашей задачей является воспитание патриотических чувств и любви ребят к Родине посредством знакомства с яркими примерами служения Отечеству из истории нашей страны.
Практика показывает, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продлённый день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.
Сложившиеся в нашей школе традиции как нельзя лучше помогают добиваться осуществления задачи воспитания патриота. С первого учебного дня ребята соприкасаются с героическим прошлым своих земляков. Школа находится на улице Жоры Антоненко, которая названа именем юного героя-разведчика, во время Великой Отечественной войны пришедшего в партизанский отряд бороться с фашистами. Учащиеся чтят память о юном герое. В 70-е годы на средства, собранные учащимися школы, был поставлен памятник на могиле Жоры. Ребята ухаживают за могилой героя и сейчас. 
Патриотическое воспитание школьников неразрывно связано с Великой Отечественной войной. Кто, как не участники тех великих событий, может рассказать правдиво о том, что пережили сами, за что сражались и как победили в этой суровой войне. В школе существует комната боевой славы 48-ой стрелковой трижды Краснознаменной ордена Октябрьской революции Ропшинской дивизии им. М. И. Калинина, которая в годы войны защищала Ораниенбаумскую землю. Ребята уже в первые годы обучения в школе, посещая наш музей, узнают многое о Великой Отечественной войне, о воинах дивизии, которые на своих плечах вынесли эту страшную войну. 
В группе продлённого дня мы проводим беседы, которые рассказывают о начале, прорыве и снятии блокады Ленинграда, о 900 блокадных днях, о Дне Победы. Ребята внимательно слушают рассказы о жителях блокадного города, о трудностях, выпавших на их долю, сопереживают девочке Тане Савичевой, когда мы читаем её маленький дневник, состоящий всего из нескольких страничек. Также вызывает сочувствие ребят беседа о детях блокадного Ленинграда, о маленьких жителях, которые оказались в тяжелых даже для взрослого человека, невыносимых условиях. Примеряют на себя, смогли бы они прожить целый день на маленьком кусочке черного хлеба, который получал каждый житель блокадного города. Когда понимают, что нет,  ещё острее ощущают весь ужас блокады.
В своё время школа поддержала идею местных жителей о создании памятника воинам 10 артполка 48-ой стрелковой дивизии на площади Обороны в микрорайоне Мартышкино и приняла участие в её благоустройстве. Ветераны, ученики школы, местные жители по вновь сложившейся традиции в День Победы участвуют в митинге на площади Обороны и возложении цветов к памятнику. Ежегодно 9 Мая школьники, учителя и родители принимают участие в траурно-торжественном митинге и возложении венков и цветов к братским захоронениям на мемориале в Мартышкино.
К сожалению, с каждым годом ветеранов становится меньше: время не щадит никого. Поэтому одна из задач педагогов  сохранять в памяти подрастающего поколения историю самой страшной войны, особенно в настоящее время, когда западные политики пытаются переписывать историю на свой лад, преуменьшая роль нашей страны, нашего народа в победе во Второй Мировой войне. 
Воспитание любви к малой Родине  неотъемлемая часть в воспитании гражданина-патриота. На территории нашего микрорайона расположены замечательные исторические памятники под открытым небом: парк-усадьба Сергиевка и Мордвиновка. Названия улиц хранят память об известных людях, некогда бывавших в наших краях: О. А. Кипренском, И. Е. Репине, Н. А. Некрасове, А. Дюма, И. И. Левитане, Авдотье и Иване Панаевых. Об истории образования в Мартышкино ребятам рассказывает одноимённая экспозиция.
Нашим детям повезло жить в таком замечательном городе, как Санкт-Петербург. И это, в свою очередь, накладывает большую ответственность: достойно нести имя Петербуржца. Являясь историческим и культурным центром, город способствует развитию культуры личности. С первых дней обучения в школе учащиеся узнают о величие города Петра, знакомятся с его символами, изучают историю и культурное наследие Санкт-Петербурга.
Воспитывая патриота, необходимо говорить и о патриотах нашей страны - людях, добывших славу, преумноживших богатство нашей Родины, защищавших её от врагов, создававших культурное наследие, прославивших её в своих произведениях, о людях, являющихся гордостью нашей страны. Об этих людях мы с ребятами проводим беседы, готовим устные журналы, викторины, литературные чтения. 
Памятные и юбилейные даты нашей истории, знаковые события, которые проходят в России помогают ребятам ощутить себя частью огромной страны. К таким событиям можно, бесспорно, отнести зимнюю олимпиаду в Сочи. Все мы болели и переживали за наших спортсменов, радовались успехам и огорчались неудачам. Олимпийский огонь, пронесённый по всем регионам России, вселял гордость за нашу Великую Родину. Маленькие граждане нашего города встречали факелоносцев радостными приветствиями: в эти минуты ребята ощущали себя частью большой страны, в которой они живут, чувствовали себя её патриотами.
В мае 2015 года мы будем праздновать 70-ю годовщину Великой Победы нашего народа над фашизмом. К событиям такого масштаба ведётся большая кропотливая подготовка. В ней участвуют и взрослые, и дети. Готовясь к этому знаковому событию, они чувствуют свою сопричастность к происходящему. Ребята разучивают стихотворения, песни, к встречам с ветеранами и жителями блокадного города готовят подарки. Всё это также способствует воспитанию патриотизма.
К 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина тоже проводилась большая работа. Такое значимое событие не оставило равнодушных. Только по-настоящему любящий свою Родину человек может пойти на такой подвиг, как полёт в космос. Это тяжёлый, каждодневный труд, перегрузки, лишения, неизвестность - ведь техника может отказать в любую минуту. Ребята заранее готовились к этой дате: учили стихотворения, искали информацию о космонавтах, узнавали много нового, интересного об их нелёгкой работе, о трудностях, которые встречаются в космосе, создавали плакаты, рисовали. Из подготовленной презентации о героях космоса они узнали историю создания космических аппаратов, историю самых первых космонавтов, которые прокладывали дорогу в космос человеку. Узнали о космонавтах нашей страны и зарубежных стран, и, конечно, почувствовали гордость за свою Родину, за людей, прославивших её. Это и помогает воспитывать патриота, гражданина, будущее нашей страны.
Не зря, наверное, педагогов называют инженерами человеческих душ: от нас, педагогов зависит каким вырастет человек и как проявит себя в будущем.
 
Список литературы:
1. http://www.aforism.su/56_2.html, 18.11.14.
2. С. И. Ожегов, Словарь русского языка, издание 3, под общей редакцией академика С. П. Обнорского. Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва – 1953г. 848стр.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Занятия по патриотическому воспитанию в группе продленного дня