- Подробности
- Просмотров: 1410
Никитина Анжела Петровна,
учитель химии и географии ГБОУ № 542 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Скоробогатова Елена Анатольевна,
учитель химии ГБОУ школы № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга
Полуэктова Татьяна Николаевна,
учитель обществознания ГБОУ школы № 542 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Внеурочная деятельность по химии. Опыт организации
«Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, ценностных установок, опыта деятельности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого развития человека, приобретение опыта применения знаний в повседневной жизни» [1].Оканчивая школу, ребенок должен быть готов к жизни в обществе. Реализовать эту цель можно, в том числе, через внеурочную деятельность.
В ходе собственного поиска и творчества, общения с коллегами, посещения семинаров и конференцийполучен опыт, который позволяет организовать деятельность учащихся интересно, познавательно и продуктивно; опыт,которого так не хватало нам самим на начальном этапе работы в школе. Именно поэтому данную статью мы рекомендуем молодым учителям химии,учителям-предметникам (особо социально-гуманитарных предметов).
Внеурочная деятельность только недавно вошла в практику работы учителей химии,что вызывает, прежде всего,у молодых педагогов, некоторыетрудности, поскольку необходимо организовать работу обучающихся так, чтобы они посещали занятия внеурочной деятельности систематически. На этих занятиях нет оценочной системы, ребенок сам выбирает, что ему интересно, на какие кружки и секции ходить после уроков. Поэтому главная задача учителя ‒заинтересовать, даже сначала заинтриговать учащихся своим занятием, а потом этот интерес развивать и укреплять. Для того чтобы учащиеся выбрали это направление надо дать ему звучное название и, конечно,учащихсямотивировать. Мотивацией учащихся 7-8 классов могут служить: обучение на основе межпредметной интеграции,игровые занятия, постановка спектаклей, исследования и проекты. На наш взгляд, это пять«китов», которыемогут стать основой организации внеурочной деятельности.
Считают: «Реклама ‒ двигатель торговли», а что нам учителям мешаетпрорекламировать свой кружок? Нужны лишь идеи, как это сделать. Вот некоторые из них: во-первых, попросите учащихся написать на плакате отзывы о данном кружке; во-вторых, сделайте рекламное объявление (можно привлечь изначально заинтересовавшихся данным направлением учащихся, ведь тему «Реклама» они изучают в разделе «Экономика» на уроках обществознания в 7 классе, уже знакомы с принципами составления рекламных объявлений и могут применить эти знания на практике в новой для себя области) и повесьте его у кабинета и на доске объявлений; в третьих, фотографируйте интересные фрагменты кружка и вывешивайте их на стенде, посвященном внеурочной деятельности, напечатайте в школьной газете. Привлечение обучающихся к популяризации данного направления внеурочной деятельности позволит им получить дополнительный опыт работы в команде, необходимый для успешного обучения.
Рассмотрим подробнеепредложенные нами подходы к организации внеурочной деятельности.
Обучениена основе межпредметнойинтеграции.
Этопонятие характеризует установление связей между тем, что пересекает разные области знаний и находится за пределами каждой из них, например, установление связей между фактами, различными культурами, религиями, событиями, учебными предметами. «Самый сильный аргумент в пользу межпредметности –это именно тот факт, что жизнь не разделена на предметы», писал в своих работахшвейцарский психолог и философ Жан Пиаже [2].
Приведем некоторые примеры.
Химия–Биология.
‒В зимнее время можно найти лягушек, вмерзших в ледяные глыбы, но послеоттаивания земноводные оживают. Как вы думаете, почему они не замерзают насмерть?
‒Зимой мы часто наблюдаем, как хозяйки вывешивают бельё сушиться на улицу. Как вы считаете, почему белье высыхает на морозе и есть ли на нем микробы?
Химия–Литература.
‒В одном из своих писем к Эйлеру М. В. Ломоносов писал «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».
Как Вы думаете, о каком законе говорил ученый?
‒Произведение В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да ещё какая затейница: коли вода, нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды. А вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная».О каком способе очистки веществ идет речь?А зачем Рукодельница брала угольки?
«- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь да в окошки стучишься?- А я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович,- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно».
Какая происходит реакция при горении угля в печи?
Почему нельзя закрывать трубу, пока не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть? [3].
‒Жюль Верн в произведении «Опыт доктора Окса» описал состав воздуха«Семьдесят девять частей азота, двадцать одна часть кислорода, углекислота и водяные пары в переменных количествах».
О чем забыл упомянуть писатель? С помощью истории открытия этого газа объясните причину его отсутствия в данном перечне[4].
‒«Дети капитана Гранта» Жюль Верн.
«Быть может, оно слишком долго лежало?» - озадаченно спросил один из них. «Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ Паганель - Мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно».
Как Вы думаете, какая кислота сделала мясо не вкусным?[5].
‒А. Фадеев «Молодая гвардия».
«Коммунисты-подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала».
Окаких изменениях в свойствах вещества идет речь?[6].
‒Произведение В.Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха».«Вы слышали об эффекте «Собачьей пещеры в Италии»? Есть там такая пещера-яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут».
Как Вы думаете, о каком газе идет речь? [7].
Химия–Математика.
‒Свойство пропорции при решении задач.
‒Основные методы решения задач на смешивание растворов.
Химия–Информатика.
‒Работа в виртуальной лаборатории.
Химия–Экология.
‒Обсуждение экологической обстановки нашего района, города, региона, страны. Можем ли мы на неё повлиять и как? Какую воду мы пьем… какие продукты едим…каким воздухом дышим.
Химия–География.
‒Вода‒ достояние человечества или товар?
‒Чем Вы будете руководствоваться при покупке земли для садового участка, на каких почвах можно строить дом?
Химия–История.
‒В 1910 г. была снаряжена экспедиция под руководством Роберта Скотта, английского полярника, для достижения Южного полюса. Казалось, исследователь все предусмотрел, он готовился к экспедиции два года, и сделал в Антарктиде склады, на которых хранилось продовольствие и горючее. Эти запасы должны были помочь при возвращении. В 1912 году он достиг Южного полюса и обнаружил, что его опередил норвежский путешественник Руаль Амундсен. Разочарование оказалось не самым страшным.Самое страшное было впереди. Добравшись до первого склада, полярник обнаружил, что жестянки, в которых хранился керосин, пусты. Члены экспедиции не смогли ни согреться, ни приготовить пищу. Та же картина обнаружилась на следующем складе... Из-за отсутствия топлива Р. Скотту и его товарищам так и не удалось, вернуться на базу ‒они замерзли, не дойдя до нее, так и не узнав, что виновником их гибели стало... олово, которым были запаяны жестянки с керосином. Впоследствии это явление назвали «оловянной чумой».
Домашнее задание для изучения вопроса:Что такое «оловянная чума»? Найдите в истории курьезные случаи, связанные с «оловянной чумой» [8].
Химия – Обществознание.
‒В городе Волоколамске, который до недавнего времени был жемчужиной Московской области, в настоящее время происходит экологическое бедствие – выброс ядовитых газов на мусорном полигоне «Ядрово». Жители города выходят на митинги, пикеты, требуя немедленного закрытия и реновации полигона, а так же достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Можно предложить учащимся следующее задание по химии и анализу социальных фактов: определить, какие вредные вещества выделяются в результате разложения отходов на полигоне, какие проявления гражданского общества можно определить в действиях жителей города Волоколамска, какое конституционное право они отстаивают, найти подобные примеры в периодической печати, представить свои собственные действия в похожей ситуации.
Игровые занятия.
Как писал В. Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»[9]. Любая игра, кроме всего прочего, это не только опыт совместной деятельности, но и действия по определенным правилам, что позволяет ребенку постепенно привыкать к необходимости следовать социальным нормам.
Каждый учитель ‒личность творческая, и может сам придумать и провести такие игры, как «Найди элемент», «Атомы и молекулы», «Что? Где? Когда?» в зависимости от пройденного материала и подготовленности учащихся. Важнымэтапом любой игры являетсяпоощрение (награждение).На занятиях по химии поощрением могут быть не только дипломы, но и допуск к эксперименту.
Также мы рекомендуем пользоваться опытом коллег и взять уже готовые сценарии для игр и постановок, которые Вы сможете найти в журналах прошлых лет, таких как «Химия в школе» [10, 11, 12, 13] и «Химия» [14, 15,16, 17, 18].
Постановка спектаклей.
Для спектаклей нужны зрители (ими могут быть учащиеся 4, 5 или 6 классов) и простые в изготовлениикостюмы.
Мы полностью согласны со словами Джона Дьюи ‒ известного философа и педагога ‒ «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» [20]. И считаем, что прежде чем учить по новому, педагог должен стать иным и отвечать стандартам, к которым нас подводит ФГОС.Важнейшим социальным требованием к школе в соответствии с концепцией модернизации российского образования является ориентация учащихся на развитие его личности. Театральная деятельность создаёт все условия для развития творческих способностей учащихся. Она требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Дети преодолевают робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация как образовательная технология является самым коротким путём эмоционального раскрепощения ребенка через игру, фантазирование, сочинительство. Школа после уроков ‒это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений. Классный коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент. Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Школьный театр как вид учебной деятельности широко использовался в школьной практике прошлых эпох. А.С. Макаренко считал театр и уроком, увлекательной игрой,одним из важнейших путей воспитания [21].
Театральная деятельность ‒ это не что иное, как игра. Спектакли являются не только развлечением. Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, дети получают навыки декламирования, развивается память, внимание, собранность, их речь становится более выразительной. Они учатся концентрироваться, обучаются умению публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. Для спектакля необходимо подготовить реквизит, подготовка его развивает у учащихся моторику, воображение, трудолюбие, настойчивость, которые так необходимы в учебном процессе. Возможность участвовать в спектаклях позволяет ученикам примерить на себя различные социальные роли, что также пригодится им в дальней шей социализации. В качестве зрителей могут быть учащиеся младших классов, учителя и родители. Для разработки сценариев праздников предлагаем использовать образовательные возможности сети Интернет, сайт «Инфоурок» [22], сайт «Современный Учительский портал» [23], журналы «Химия в школе» [24].
Исследования.
Вспоминается известное изречение Конфуция «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».
Технологии экспериментального исследования могут быть разными – это и эксперимент, включенный в проект, это и эксперименты, необходимые для исследования, это и опыты, включенные в сценарии постановок спектаклей и игр, это и познавательные, сравнительные эксперименты в исследованиях.
Исследование должно учитывать возраст и интересы ребенка, например, тема «Грязные деньги: миф или реальность?», как показывает опыт учителя ГБОУ школы № 602 Санкт-Петербурга Сенюкевич Г. А. подходит для изучения в 7-8 классах.
‒Объект исследования: бумажные банкноты как средство обращения товара в экономике (это тема уже затрагивается на уроках обществознания).
‒Предмет исследования: микроорганизмы, обнаруженные на бумажных банкнотах.
‒Цель исследования: показать загрязненность поверхности денежных купюр микроорганизмами и их негативное влияние на здоровье человека.
‒Задачи исследования: обнаружить микроорганизмы на бумажных банкнотах, изучить их жизнедеятельность, рассмотреть влияние этих микроорганизмов на здоровье человека.
‒ Методы исследования: теоретический анализ литературы (развеять или подтвердить миф о «грязных деньгах»), эксперимент по выявлению качественного и количественно состава колоний микроорганизмов, характеристика выявленных микроорганизмов (необходимые навыки уже получены на уроках биологии).
‒ Подведение итогов и представление проекта младшим школьникам с ответом на вопрос: «Как не заболеть от грязных денег?».
Данный проект интересен и понятен учащимся, формирует бережное отношение к своему здоровью, демонстрирует взаимосвязь предметов химии-биологии.
Каждое исследование дает возможность расширить и углубить знания учащихся в разных предметных областях, например, исследование по теме «Алмаз» охватывает такие предметные области как химия, экономика и география; «Ученые химики в годы Великой Отечественной войны» это химия, история и физика; «Минеральные пигменты» - химия, география и биология; «Исследование влияния нефти на перьевой покров птиц» - химия. биология и экология, что позволяет развиваться ребенку всесторонне развитой личностью.
Проекты.
Еще одной организационной формой обучения служит образовательный проект. Он дает возможность ученикам провести самостоятельную исследовательскую работу. Здесь важно правильно поставить перед учащимися проблему исследования. Например:одна общая тема может в себя включать несколько мини-проектов. Обязателен элемент жребия (при выборе ребятами тем) и защиты проектов по данной теме всех участников в один день, таким образом, у ребят, складывается единое информационное поле по этой теме, нарабатывается опыт выступлений, а в защите можно предложить разгадать всем участникам проектов общийкроссворд, отражающий спектр вопросов из всех мини-проектов.
Проект «Семь самых древних металлов» позволяет объединить 14 учащихся, которые делятся на пары. Каждая пара из черного ящика вытаскивает тему проекта:«Царь металлов ‒ золото»,«Обеззараживающее серебро»,«Медь ‒ первый оружейный металл», «Железо ‒ первый металл человечества», «Олово и «оловянная чума», «Ртуть растворяет металлы», «Свинец дороже серебра». В данном случае ученики обращаются и к истории, и к обществознанию (история денег, переход от металлических денег к другим видам). Составляется план с четко установленными сроками работы. Обязательным условием проектов является поиск интересных фактов. Заранее готовитсяанонс-объявление о защите проектов, приглашаются желающие.
Проект «Химия здоровой кухни» позволяет объединить 12 учащихся. 6 пар учеников готовят свои проекты, темы разыгрываются между ними в викторине или вытягиванием жребия: «Жиры. Продукты питания, содержащие жиры», «Углеводы.В каких продуктах питания содержатся углеводы?», «Белки. В каких продуктах питания содержатся белки?», «Молекулярная кухня», «Вредная и здоровая пища», «Фастфут‒польза или вред?».Особенностью данного проекта является обязательное включение эксперимента.
Проект «Домашняя химчистка» включает в себя приготовление мыла, выведение пятен, определение среды в мылах и шампунях, стиральном порошке.
Проект «Влияние бытовой химии на здоровье человека» включает в себя рассмотрение вопросов, связанных с составом и качеством предметов окружающих нас ежедневно дома (дезодоранты, мыло, средство для мытья посуды, гель для душа)
Проект «Петергоф глазами химика» включает в себя проекты: «Мрамор в создании культурных памятников Петергофа», «Металлы и сплавы в интерьерах дворцов и в парках Петергофа», «Типы химических реакций, влияющих на облик города», «Огненные потехи (фейерверки и иллюминации 18-19 веках».
В заключение хочется дать небольшой совет: теоретические занятия чередуйте спрактическими, а как только замечаете снижение заинтересованности учащихся, делайте «Занимательный час» [25].
Литература
1. «Закон об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012
Закон РФ «Об образовании» РФ 2018 года (273-ФЗ РФ редакция 2018) Глава 1. Общие положения Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Подробнее: http://ipipip.ru/zakon-ob-obrazovanii-2/2/
2. http://www.docme.ru/doc/363044/himiya
3. В.Ф. Одоевкий «Мороз Иванович» – М.: Круг чтения, 2001
4. Жюль Верн «Опыт доктора Окса». Полное собрание сочинений в 12т. М.: Ладомир, 1994 т.12 стр. 127
5. Жюль Верн «Дети капитана Гранта»- М :«Машиностроение», 1983г. В 20 т., т.3 стр.30
6. А. Фадеев «Молодая гвардия» -М: «Беларусь» 2008г., 284 стр.
7. В. Короткевич «Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха». – Минск: Мастацкая литература, 1984 (в переводе с белорусскогоВ.Щедриной).
8. http://tehno-science.ru/history-757.html/
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
10. ПузынинаМ.А.Занимательный час «Чудеса своими руками». Химия в школе. 1991. № 5. c. 66–67
11. Ношина, А. В. Химический вечер «В гостях у алхимика» // Химия в школе. – 2005. - № 7. – с. 74-77.
12. Титова, И.М. Вечер-игра «Краски разных времен». // Химия в школе. -1993. -№6.
13. Бондаренко, Л. Н. Викторина по теме «Кислород» // Химия в школе. – 2004. - № 9. – с. 72.
14. Жур, Г. И. Химические сказки // Химия. – 2005. - № 13. – с. 39.
15. Бударина, В. А. Викторина «Известны ли Вам химические элементы?» // Химия. – 2004. - № 15. – с. 29-30.
16. Капецкая, Г. А. Поле чудес // Химия. – 2004. - № 45. – с. 26-27.
17. Лосева, Г. С. О химии в стихах // Химия. – 2004. - № 14. – с. 30-31; № 20. – с. 31-32.
18. Тонких, Д. М. Химически Новый год, или Вдогонку за чудесами / Д. М. Тонких, Г. М. Чернобельская, В. М. Шабаршин // Химия. – 2004. - № 1. – с. 6-8; № 2. – с. 9-11; №3. – с. 4-6.
19. http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/himija/intelektualnaja-igra-po-himi-dlja-8-klasa.html
20. Рогачева Е.Ю. Влияние педагогики Джона Дьюи на теорию и практику образования в ХХ веке.Дисс докт.пед.наук.-М.,2006.- с 155
21. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951.
22. Кожура Е.В. Сценарий занимательного вечера по химии «Химический фейерверк». Сайт Инфоурок.
23. Сайт: Современный Учительский портал.Сценарий театрализованной постановки по химии "Тайны старинного замка или новые приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" http://uchitelya.com/himiya/114467-prezentaciya-tayny-starinnogo-zamka-ili-novye.html
24. Болотов Д.В., Щербаков Ю.И., Вечер «Посвящение в химики» // Химия в школе. – 1991
25 http://открытыйурок.рф/статьи/210488/