Борзых Алексей Николаевич,

учитель физики, ГБОУ школа №430 Петродворцового района Санкт-Петербурга

"Визуализация информации как способ организации мыслительной деятельности"

 
Федеральный государственный образовательный стандарт [1] требует развития личности учащихся, которые по окончании средней школы смогут самостоятельно получать, перерабатывать и формировать различные виды знаний. При этом объемы информации современного общества растут экспоненциально, и проблема быстрого и простого запоминания и понимания информации является актуальной. Одним из решений этой проблемы является визуализация информации, т.е. ее представление не только в текстовом виде, но в других: в виде таблиц, схем, графиков, рисунков, фотографий и т.п.
Стоит заметить, что визуализация информации актуальна не только как способ минимизации и компоновки информации, но и как способ развития разнообразных познавательных универсальных учебных действий (далее УУД). При работе с различными видами информации и их преобразованиях друг в друга обучающиеся тренируются в поиске и выделение необходимой информации, в структурировании знаний, в построении речевых высказываний в устной и письменной форме, всмыслом чтении, в развитии разнообразных логических УУД.
Визуализация информации в процессе обучения в современное время возможна и удобна благодаря наличию компьютерной техники, интернета, проектора, черно-белых или цветных раздаточных материалов. 
Интересно, что в педагогике концепция визуализации информации с течением времени изменялась. Посмотрим на ее определения различными авторами.
Электронная энциклопедия «Википедия» [19] дает определение: «Визуализация (от лат. visualis, «зрительный») ‒ общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа». Страница Википедии содержит минимум примеров, упоминает о наличии визуализации в математике, архитектуре, картографии, медицине, компьютерной графике.
Латино-русский словарь [7] дает определение: «visualis‒зрительный, визуальный».
Словарь педагогических терминов [11] дает определение: «визуализация - процесс перекодировки словесного или символического материала в пространственно-зрительные представления».  Педагогический словарь [4]: «Визуализация (от лат. visualis‒зрительный) ‒ 1) представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия; 2) инф. представление на устройстве (дисплее, графопостроителе и др.) отображения объектов и процессов в реальных или условных зрительных образах. Примером реального образа может быть фотография, а условного ‒диаграмма».
Из данных определений следует, что первоначальное назначение визуализации в педагогике – компактное и удобное представление информации, минимизирующее количество мыслительных операций обучающихся при усвоении материала.
Интересно, что в [5] определение визуализации уже более «современное» и связано ни с сколько с информацией, а сколько с интеллектуальной деятельностью человека, ее воспринимающей или передающей: «визуализация ‒ вынесение в процессе познавательной деятельности из внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно определяется механизмом ассоциативной проекции». Похожее определение можно видеть в работе Вербицкого [3]: «Процесс визуализации – это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». Таким образом, визуализация информации становится не только способом упрощения представляемой информации, но и способом мыслительных операций.
Одним из основоположников визуализации информации в российской педагогике можно считать Ф.В. Шаталова, предложившего технологию схемных и знаковых моделей [17]. Идея данных технологий заключается в оформлении учебного материала в виде опорных конспектов, состоящих из опорных сигналов. Под опорным сигналом понимается заменяющий некое значение ассоциативный символ: знак, слово, схема, рисунок и т.п. Опорный конспект в таком представлении заменяет систему фактов, понятий, идей в виде взаимосвязанных элементов учебного материала.
Достоинство данной технологии: компактное представлении информации. Недостатки: 1) преимущественно репродуктивное назначение технологии; 2) использование исключительно знаковых систем, в то время как методы визуализации могут быть более разнообразными; 3) навязывание собственного ассоциативного ряда.
Идея расширения методов визуализации Ф.В. Шаталова отражается в работе Лаврентьевых [9]: под визуализацией понимаются не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта. Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб. Помимо этого, Лаврентьевы вводят понятие «технологии визуализации информации». 
Наравне в Ф.В. Шаталовым существенный вклад в теорию визуализации информации внес П.М. Эрдниев, представляя теорию укрупненных дидиктических единиц [20]. Эрдниев утверждает, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном». Особенность работы: преимущественная ориентация на обучение математике.
Как уже указывалось ранее, современное и актуальное понятие визуализации дано в  работе Вербицкого [3]. Вербицкий впервые разделяет понятия «визуальный» от понятий «наглядный». Под понятием «наглядный» подразумевается  демонстрация конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне. Визуализация же подразумевает свертывание и развертывание мыслительных содержаний в наглядные образы, и потому непосредственно связана с внутренним планом человека.
Таким образом, если ранее под визуализацией понимались методы, приемы, технологии, целью которых было упрощение восприятия информации, то сейчас под визуализацией понимается организация мыслительной деятельности посредством знаковых, символьных и визуальных образов. Реализация данных подходов, безусловно, является важной педагогической задачей.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост.Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
5. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В.В. Давыдов.– М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.– Т.2.– 608 с.
6. Данилов О. Е. Компьютерная визуализация учебной информации по физике // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 26-30.
7. Дворецкий И.Х. Латино-русский словарь. – М.: из-во Русский язык. – 1976.
8. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. – СПб: КАРО, 2011.
9. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов
10. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / Под.ред. И.В. Абакумовой. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – 170 с.
11. Олешков М.Ю, Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров  –– М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
12. РапутоА.Г.Пролегомены визуализации дидактических объектов.
13. Резник Н.А. Технология визуального мышления / Н.А. Резник // Школьные технологии. – 2000.-№4. – С. 127 – 141.
14. Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с., ил.
15. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике (для 7-8 классов). – СПб: Специальная литература, 1995. – 320 с.
16. Трухан И.А., Трухан Д.А. Визуализация учебной информации в обучении математике, ее значение и роль.
17. Шаталов В. Ф. Педагогическая проза / В. Ф. Шаталов. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 384 с. — ISBN 5-85560-068-8.
18. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. — Донецк: «Сталкер», 1998. — 396 с. — ISBN 966-7104-71-0.
19. Электронная библиотека «Википедия»: https://ru.wikipedia.org/
20. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Визуализация информации как способ организации мыслительной деятельности