- Подробности
- Просмотров: 375
Маркевич К.Ю.,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района
Цифровые компетенции педагога как основа его профессионализма
Аннотация: Статья посвящена описанию цифровых компетенций, необходимых педагогу для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности. Приводятся известные методологии оценки цифровых компетенций и выделяется набор ключевых компетенций, владение которыми повышает профессионализм и конкурентоспособность педагога.
В современных условиях активно внедряется в образовательное пространство электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. В условиях цифровизации образования в содержании труда педагога происходят серьезные изменения. Педагог становится не просто учителем, но и «организатором и мотиватором индивидуальной и групповой учебной деятельности обучающихся, посредником между виртуальным и реальным миром, наставником, навигатором по реальному социальному и профессиональному миру, своего рода “интегратором” различных жизненных пространств цифрового поколения» [1]
Современные педагоги должны уметь работать в электронной информационно-образовательной среде, применять различные информационно-коммуникационные средства, использовать ресурсы сети Интернет для организации работы обучающихся как во время урока, так и за их пределами.
Таким образом, в структуре профессиональной компетентности учителя появляется новая составляющая – цифровая компетентность, от которой напрямую зависит его профессионализм. Создание соответствующей цифровой образовательной среды в школах, включающей как достойное материально-техническое обеспечение, позволяет осуществить цифровую трансформацию современных педагогов для достижения высокого уровня их цифровой грамотности.
В основе цифровых компетенций лежат базовые навыки в области информационно-коммуникационных технологий – уверенное и критическое использование технологий информационного общества для всех сфер жизни с целью повышения эффективности деятельности.
Аналитический центр НАФИ в 2020 году провел оценку цифровой грамотности россиян по методологии DigComp (от английского digital competence) [2]. Эта модель разработана экспертами стран Евросоюза и включает в себя 21 компонент цифровой компетенции в пяти областях:
Информационная грамотность - навыки поиска информации в сети Интернет, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности полученной информации.
Коммуникативная грамотность - умения пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, распространять информацию и цифровой контент, проявлять гражданскую активность в интернете, организовывать совместную деятельность при поддержке цифровых технологий, соблюдать нормы общения в сети, администрировать свои «цифровые следы».
Создание цифрового контента - навыки создания и редактирования цифрового контента, умения работать с авторскими правами в сети Интернет.
Цифровая безопасность - умения оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека.
Навыки решения проблем в цифровой среде – умения использовать мобильные приложения и компьютерные программы для выполнения повседневных задач, постоянное расширение знаний в сфере цифровых технологий, возможность решать аппаратные и программные проблемы.
Цифровые компетенции педагога могут быть основаны на методологии DigComp, описывающей общую цифровую грамотность, и включать в себя общие компетенции цифровой педагогики:
- использование массовых открытых онлайн-курсов (МООК) для повышения своей квалификации;
- использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологии в педагогической практике;
- использование образовательных платформ, мобильных приложений и онлайн-сервисов Web 2.0 для мобильного обучения;
- использование электронных книг, библиотек, открытых образовательных ресурсов и других цифровых материалов для подготовки к урокам;
- использование автоматизированных систем управления образовательной организацией;
- умение работать в открытом образовательном пространстве.
Владение педагогом цифровыми компетенциями является основой успешной педагогической деятельности, направленной на непрерывное профессиональное развитие и повышение своей конкурентоспособности.
Список литературы:
1. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения / В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев. – М.: Издательство «Перо», 2019. – С. 45
2. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. URL: https://nafi.ru/en/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020 (дата обращения 13.05.2021)