- Подробности
- Просмотров: 509
Савчук Ирина Анатольевна
учитель информатики ГБОУ лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Статья «Цифровой этикет»
Национальный проект «Развитие образования» (2018-2024) предусматривает к 2024 году создание современной и безопасной цифровой образовательной среды в школе, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Сегодня в ГБОУ лицее № 419 Санкт-Петербурга 40 учебных кабинетов с мультимедийными автоматизированными рабочими местами учителя с выходом глобальную сеть, 25 кабинетов оборудованы мультимедийными интерактивными системами, 21 кабинет имеет документ-камеру. В текущем учебном году в 20 кабинетах установлены Веб-камеры. По Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) в 2021 году в лицей поставили комплекты ноутбуков обучающихся, учителей и администраторов для кабинетов физики.
Для удобной и привлекательной работы с ЦОС на официальном сайте лицея разработана специальная страница. На ней обозначены ссылки на все ресурсы ЦОС лицея:
• Вход на портал "Петербургское образование" для всех участников образовательного процесса,
• Электронный журнал для учителя и администратора (тонкий клиент) с инструкциями,
• Дистанционный журнал для учителя и администратора с ограниченными действиями,
• Генератор рабочих программ (автор Борзых А.Н., учитель физики),
• Система видеоконференцсвязи Сферум,
• Яндекс.Диск ГБОУ лицея № 419 (электронная учительская),
• Гугл-форма для инженера ГБОУ лицея № 419,
• Официальный Лицей, Школьная библиотека ГБОУ лицея № 419 в социальной сети VK.
После почти двухлетнего процесса обучения с использованием дистанционных технологий в нашем лицее хочется рассказать о сложившихся правилах сетевого общения. Сетево́й этике́т, сетике́т, нетике́т - неологизм правил поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в сети FIDO.
Правила этикета не являются всеобщими и жестко установленными — в разных сообществах они могут значительно различаться. Так как основная цель этикета состоит в том, чтобы не затруднять общение в сообществе, правила могут устанавливаться исходя из целей сообщества, принятого стиля общения, технических ограничений, и т. д.
Цифровой этикет — это правила поведения, принятые в том или ином обществе и адаптированные к цифровой среде.
Впервые правила цифрового этикета сформулировала Вирджиния Ши в книге «Нетикет». Книга вышла в 1994 году в Америке и содержит 10 заповедей о том, как вести себя в киберпространстве.
Правило 1: Помните о Человеке
Правило 2: Придерживайтесь тех же стандартов поведения в сети, которым вы следуете в реальной жизни.
Правило 3: Знайте, где вы находитесь в киберпространстве
Правило 4: Уважайте время и траффик других людей
Правило 5: Постарайтесь хорошо выглядеть в Интернете
Правило 6: Делитесь экспертными знаниями
Правило 7: Помогите держать флейм под контролем
Правило 8: Уважайте частную жизнь других людей
Правило 9: Не злоупотребляйте своей властью
Правило 10: Прощайте чужие ошибки
В лицее для дистанционного общения используется WhatsApp Messenger (БЕСПЛАТНОЕ приложение для обмена сообщениями на Android и других смартфонах). Созданы следующие группы пользователей:
• Администрация,
• Классные руководители,
• Педагоги,
• Начальная школа
• Школьные методические объединения.
В каждой группе уже сложились определенные правила общения. Например, завуч начальной школы, создавший соответствующую группу, просит всех учителей подтверждать прочтение информации. А в группе Классные руководители, наоборот, пресекается вся лишняя информация, не приветствуется использование голосовых сообщений, так как они отбирают больше времени и психологических сил. Голосовые сообщения используются коллегами с разрешения или по просьбе. В группах школьных методобъединений затрагивается более широкий круг информации, интересный для пользователей, так как их участники ближе всего друг другу по интересам. Для всех групп установлены временные рамки общения: с 7-30 до 9 часов вечера.
При деловом общении необходимо спрашивать у собеседника разрешение на использование мессенджера. Не все готовы использовать чаты для работы и сообщать свой личный мобильный телефон. И у нас есть такие учителя, всю информацию мы передаем им по электронной почте.
Мессенджер подходит для новостного и оперативного характера информации. Важные документы пересылаются по электронной почте. Электронная почта — главный канал для деловой переписки. Для этого созданы специальные адреса почты, которые занесены в личные карточки в АИСУ «Параграф». Также, в деловой переписке рекомендуется отказаться от стикеров, смайликов, так как их можно трактовать по-разному.
Все участники образовательного процесса обязаны периодически заходить на сайт лицея для знакомства с новостями и изменениями в учебном расписании. К сожалению, чтобы доводить изменения расписания до каждого педагога и обучающегося, технической и финансовой возможности пока не имеется, эту проблему мы пытаемся решить.
Во время работы над темой сетевого этикета я познакомилась с различными новыми для меня терминами, например:
• Флейм — это неожиданно возникшее бурное обсуждение, в развитии которого участники обычно забывают о первоначальной теме, переходят на личности и не могут остановиться.
• Флуд — это сообщения, не несущие никакой полезной информации.
• Оффто́п, иначе оффто́пик сетевое сообщение, выходящее за рамки заранее установленной темы общения.
За время массового дистанционного обучения в лицее сложился определенный этикет видеоконференций:
• Продолжительность: не более 30 минут.
• Количество участников: обычно целый класс или группа до 25 чел., при меньшем количестве участников урок проходит более продуктивно.
• Информативность: вместе с приглашением участникам желательно высылать тему и план урока (мероприятия), материалы для подготовки.
• Ведущий (учитель или администратор): в его обязанности входит контроль за подключением участников, отслеживание возможности высказаться, не нарушая очередности, пресечение лишних разговоров, создающих помехи для видеоконференции.
• Время подключения: всегда подключайтесь к конференции за несколько минут до начала - так звучит одно из главных этикетных правил видеотрансляций.
• Место и внешний вид: рабочее место, которое будет видно в камеру, без посторонних предметов, изображение лица участника – примерно в центре кадра, взгляд в камеру, а не на экран. Внешний вид – деловой, одежда спокойных тонов, желательно, без полосок.
• Представление. Каждый участник видеоконференции подписан своими личными данными, никаких других лишних записей.
• Ответы: использование чата и поднятие руки для вопроса приветствуется.
• Помехи в эфире: микрофон на компьютере выключается, если участник не собирается говорить, а только слушает. Никаких параллельных разговоров, принятия пищи. Стакан воды ставится так, чтобы его не было видно, воду пить можно только при отключенном микрофоне.
Хочется отметить, что если бы во время начала массового дистанционного обучения уже были бы сформированы и представлены участникам образовательного процесса правила поведения на видеоконференции, то можно было бы избежать множества проблем.
В последние 2 года сложились классные чаты обучающихся и родителей. Детский чат - это информационная площадка, где обсуждаются домашние задания, классные мероприятия, проблемы с учебой. Здесь присутствует модератор - классный руководитель, поэтому он контролирует сообщения.
Именно через классного руководителя ученик может задать вопрос любому учителю, т.е. может попытаться решить проблему, потому что напрямую спросить у учителя большинству детей достаточно сложно. А классный руководитель поможет это сделать более корректно и грамотно, либо сам ответить на вопрос. Дети общаются между собой, помогают с конспектами уроков.
Чат родителей учеников – это прежде всего канал информации, а не коммуникации. Задача классного руководителя – сообщить родителям все, что им нужно знать на данный момент. Например, можно создать канал в Telegram. Можно делать массовую рассылку и отправлять ее в одно и то же время. Обязательно устанавливаются и объявляются правила общения в родительском чате: по каким вопросам можно писать в родительский чат, а с какими нужно разбираться на родительских собраниях, регламентируется время «работы» чата.
В большинстве классов лицея организовано общение классного руководителя с родителями в чате следующим образом: классный руководитель приходит туда с просьбой решить какой-то вопрос, родители уходят в отдельный чат общаться между собой, а потом возвращаются с готовым решением. Рекомендовано выделять важные сообщения различными символами: галочками, цветными точками и т.п.
Многие классные руководители и учителя выкладывают домашнее задание сразу после уроков дополнительно к электронному дневнику.
Желательно создать несколько Google-документов по конкретным темам, в которых будет вся необходимая в течение года информация: расписание уроков, экскурсий, даты каникул, контрольных работ и мероприятий, пароли для входа и инструкция для электронных платформ, которые используются в обучении. Также, здесь можно публиковать документы, которые родителям нужно распечатать, заполнить или подписать.
Обычно в классе находятся активные родители, которые, могут взять на себя задачи модерирования общения в родительском чате, таким образом очень помогут держаться чату в рамках приличия и взаимопонимания.
Таким образом, за время, проведенное в дистанционном обучении в период пандемии, в ГБОУ лицее № 419 сложились определенные правила сетевого общения среди всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся и их родителей. Хочется ожидать появления новых отечественных бесплатных программных продуктов, которые в какой-то степени будут превосходить те возможности, которые есть у используемых сегодня и способствовать развитию безопасной цифровой образовательной среды в современной школе.
Список использованных источников
Материал из Википедии — свободной энциклопедии: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_этикет (дата обращения 1.02.2022).
Яндекс Учебник : официальный сайт. –URL: https://teacher.yandex.ru/posts/kak-organizovat-obschenie-v-roditelskom-chate-chtoby-ne-peregoret (дата обращения: 1.02.2022).