- Подробности
- Просмотров: 296
Краснов Артем Александрович,
учитель физической культуры ГБОУ школы № 542 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Шарлай Артем Сергеевич,
учитель информатики ГБОУ школы № 542 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Способы сохранения здоровья обучающихся
в условиях информационной образовательной среды
В контексте базовых национальных ценностей понятие «здоровье» расценивается учащимися как одна из составляющих смысла жизни. По результатам опросов и исследований, школьники не придают здоровью максимальную значимость, но называют его в числе понятий «семья», «жизнь», «Родина», «вера», «красота», «закон», «труд», «добро». В условиях цифровизации образования и развития дистанционного обучения перед школой стоит трудная, но разрешимая задача сохранения здоровья обучающихся и повышения внимания всех участников образовательного процесса к состоянию своего здоровья и здоровья окружающих.
Основные принципы здоровьесберегающего образования могут быть сформулированы следующим образом:
- Не нанесение вреда
- Психофизиологическая комфортность
- Приоритет развивающего обучения
- Соответствие возрастным особенностям
- Междисциплинарный подход
Современная образовательная среда характеризуется активным использованием технических средств обучения и применением информационно-коммуникативных технологий, значение которых для здоровья обучающихся слабо изучено и их негативное влияние может быть оценено через годы или десятилетия. К примеру, мобильный интернет доступен в месте обучения школьников, а его использование ограничивается только культурой поведения обучающегося и его ответственностью перед семьей и обществом. Ели речь идет о дистанционном обучении, то требования СанПиН и правила организации учебной деятельности необходимо разъяснять родителям, которые являются участниками образовательного процесса. Министерство просвещения Российской Федерации разработало сайт института изучения детства, семьи и воспитания Российской Академии Образования Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai), один из разделов которого – журнал для родителей «Семья и школа». Материалы этого раздела посвящены сохранению здоровья школьника и способам устранения перегрузок во время обучения.
На современном этапе выделяют основные проблемы информатизации образования:
- Недостаточное сочетание умственного и физического труда и высокие статические нагрузки;
- Сочетание основного и дополнительного образования без учёта единовременной нагрузки на обучающегося;
- Нарушение требований в части организации образовательного процесса, что приводит к ситуации хронического стресса;
- Эмоциональная перегрузка обучаемых в условиях высокой внутренней и внешней конкуренции, открытости образовательного процесса для родителей;
- Неэффективная система пропаганды здорового образа жизни, использующая устаревшие материалы и реализуемая без учета потребностей обучающихся.
Использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов предъявляет высокие требования к их отбору и содержанию. В части профилактики заболеваний следует учитывать состояние органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма обучающихся. При отборе учебного содержания главными факторами являются:
- Соответствие программе обучения
- Научная обоснованность представленного материала
- Соблюдение последовательности представления материалов
- Отсутствие ошибок, неэтичных элементов
- Оптимальность технологических качеств учебного продукта
К способам сохранения здоровья обучающихся необходимо отнести также их активное включение в различные направления учебно-воспитательной работы. Это может быть привлечение учащихся к участию в мероприятиях, указанных во Всероссийском сводном календарном плане физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в общеобразовательных организациях: спортивные соревнования школьников «Президентские состязания»; спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры»; спортивные игры школьных спортивных клубов; фестиваль «Веселые старты» среди обучающихся общеобразовательных организаций; турнир по шахматам на кубок Российского движения школьников; соревнования школьных команд по различным видам спорта; Гимнастрада «Здоровые дети – здоровая Россия» и другие.
В условиях развития информационной образовательной среды особое значение приобретает приобщение обучающихся к общественно-важным делам и участие во всероссийских акциях: Всероссийская акция «Я - гражданин России»; Всероссийский фестиваль юных ориентировщиков; Всероссийский фестиваль общекультурных компетенций; Всероссийский фестиваль краеведческих объединений; Всероссийская экспедиция «РоссиЯ»; Туристский слет учащихся Союзного государства; всероссийские экологические акции и т.д.
Таким образом, условием эффективности формирования информационной образовательной среды является широкая популяризация ЗОЖ и создание в школе пространства для реализации школьных инициатив в соответствии с осознанным выбором ценностей, для развития в процессе выбора собственной позиции и принятия решений.
Литература:
- Актуальные аспекты социально- и психолого-педагогических проблем детства и сопровождения участников образовательного процесса. Сборник научных статей [Электронный ресурс]. Режим доступа: bb62661101738296b596a041b6a347e4.pdf (xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai)
- Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Требования к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ (гигиенический аспект) // IV Международного научно-методический симпозиум «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2015»). 27-30 сентября 2015 г. Анапа, 2015. - 254.- С. 65-70.
- Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства / Ученые записки ИИО РАО. - Вып. 6. - М.: ИИО РАО, 2002. - С. 3-13.
- Самоорганизация детей и взрослых как ответ на вызов неопределенности: Коллективная монография / Под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой. — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2020. — 144 с.