- Подробности
- Просмотров: 1068
Мейер Екатерина Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ № 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Способы развития индивидуальности ребёнка и образовательных инициатив родителей через реализацию воспитательно-образовательного проекта в условиях ФГОС дошкольного образования
Рождаясь, каждый человек получает от своих родителей особо ценный подарок – свою жизнь. И своё ИМЯ. Имя, которым он пользуется всю свою жизнь. С него начинается обращение к человеку, оно оставляет след на всём том, что происходит с ним. Имя – это отображение внутреннего «Я», и то, как человек воспринимает своё имя, как именно он себя называет, оказывает сильное влияние на осознание себя как личности, как персоны в окружающем социальном мире.Имя – самое важное слово для каждого из нас, которое вызывает особые эмоциональные переживания на уровне подсознания. Человек и его имя тесно взаимосвязаны между собой, представляя собой целый комплекс личностных качеств, черт характера, влияющий на эмоциональное благополучие и особенности поведения. Имя можно рассматривать как способ развития индивидуальности ребёнка и образовательных инициатив родителей, ведь именно родители, самые первые, давая имя новорождённому, вкладывают в него особый жизненный смысл. А всего лишь имя – это слово… Слово, состоящее из определенных звуков, создающее особую «мелодию» своей энергией, интонацией. Проговаривая имя, мы вкладываем в него свои мысли, своё намерение. Следовательно, имя обладает своеобразной магической властью, таинственным образом влияющей на жизненный путь каждого человека, т.е. имя – это воплощение истории жизни, интересная и неповторимая судьба конкретного человека.
Как известно, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт) диктует нам создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром.В рамках реализации требований Стандарта зародилась идея создания образовательного проекта «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут», целью которого стало воспитание ценностного отношения к своему имени, формирование первичных представлений о значении и происхождении своего имени и образа «Я»; воспитание доброжелательного и уважительного отношения к окружающим сверстникам и взрослым, развитие дружеского взаимодействия и общения «по имени».
Восприятие своего имени, осознание себя как личности в социальном мире, начинается уже в дошкольном возрасте. Когда маленький ребёнок приходит в детский сад, первый вопрос, который он слышит и на который даёт вполне осознанный ответ, - это «Как тебя зовут?». И то, как ребенок себя называет, говорит о его эмоциональном благополучии и моральном здоровье, о том, отождествляет ли он себя как персону в социальном окружении. Обращаясь к ребёнку по имени (то же мы можем наблюдать в общении между детьми), мы вкладываем в имя особую энергию мыслей, интонацию, тайный смысл. И с именем можно играть: это может быть уменьшительно ˗ ласкательная форма имени, когда мы хотим сказать «Я люблю тебя, я с тобой рядом». Это может быть и полное звучание имени, когда хотим проявить определенную строгость. Это может быть и сочетание имени ˗ отчества, красивая рифмованная фраза имясодержащая. А ребенок слышит, предугадывает настроение и содержание обращенной к нему последующей речи. Не это ли главное начало проявления индивидуальности ребёнка, выделения его из окружающего мира?
Данный Проект будет интересен воспитателям детских садов, неравнодушным родителям, и содержит методические рекомендации по развитию общения между участниками педагогического процесса, раскрывает особенности работы в разных возрастных группах через методический материал, развивающую среду, взаимодействие с родителями; а также содержит игры по теме, сделанные своими руками. Так как Стандартпредусматривает ориентир на игру, познавательную и исследовательскую деятельность, творческую активность, создание «самодельных» игр и пособий самым точным образом раскрывает индивидуальность каждого ребенка, возможность развития коллективной игры и общения между сверстниками, а при изучении лексических тем это огромная помощь для педагога. В нашем дошкольном учреждении разработаны игры,которые можно использовать как методический материал для педагогов.
Дидактическая игра «Картинки – половинки».Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:развитие внимания, памяти, мелкой моторики, подготовка к чтению.
Ребёнку предлагается собрать пазлы, состоящие из 2-х, 3-х и 4-х частей (по буквам и слогам), так, чтобы получилась целая картинка. Количество участников: 1 – 4.
Дидактическая игра «Составь имя» (из серии «Играем с крышками»). Рекомендуется для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие слухового и зрительного внимания, памяти, развитие звуко-буквенного анализа.
Ребёнку предлагается составить слово-имя из крышек, на которых наклеены буквы.Количество игроков: 1 – 4.
Дидактическая игра «Зашифрованное имя».Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие слухового восприятия, внимания, памяти, подготовка к чтению.
Ребёнку предлагается прочитать зашифрованное имя по первым буквам слов-картинок.Количество игроков: 1 – 4.
Дидактическая игра «Тактильные лабиринты». Рекомендуется для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, памяти, мелкой моторики рук.
Ребёнку предлагается провести пальчиком по веревочке и прочитать имя. Игра содержит два варианта прохождения лабиринта и подразумевает работу правой, левой или двумя руками.Количество игроков: 1 – 4
Дидактическая игра «Угадай героя из мультфильма».Рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие представлений детей об именах героев, встречающихся в известных мультфильмах, развитие коммуникативных навыков детей, памяти, речи, эмпатии.
Ребёнок рассматривает картинки, угадывает и называет по имени героя мультфильма.Количество игроков: один и более.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014 – 32 с