Петрова Л.И., 

инструктор по физической культуре
ГБДОУ детского сада № 32 Петродворцового района

Спортивная игра «городки» в детском саду

Аннотация: В статье рассматривается эффективность внедрения в современный детский сад традиционных русских народных игр или их элементов. В статье известная игра в городки представлена через восприятие современного дошкольника. 
Ключевые слова: Спортивная игра, городки, двигательная активность, здоровье.
Движение – это врождённая, жизненно необходимая потребность человека. Полное её удовлетворение особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные функции организма. Без достаточного количества движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это ещё и предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Так что движение — это ещё и эффективное лечебное средство. 
Однако, просто двигаться мало. Известные виды движений принесут не столько пользы, сколько те, которые вновь постигнуты. Каждому ребёнку необходимо двигательное развитие, которое, по словам А.К.Ковалевского, «осуществляется за счет освоения новых движений, действий и форм двигательной активности» [1]. 
Для современных детей зачастую являются новыми те игры, в которые с малых лет с лёгкостью играли их бабушки и дедушки. Поэтому ознакомление с традиционными народными играми или их элементами – не только возможность заинтересовать воспитанников, но и сохранить их здоровье.
Городки — это старинная славянская игра. История этой игры насчитывает несколько веков. А около сорока лет назад городки были массовым видом спорта, почти таким же, как футбол. Во многих парках, стадионах, в школах и садиках можно было видеть городошные площадки. В городки играли многие выдающиеся деятели культуры и науки. В свое время фельдмаршал Суворов об этой увлекательной и полезной игре сказал: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск» [2].
Работа по оздоровлению дошкольников в нашем учреждении ведётся в соответствии с авторской программой «Детский сад – территория здоровья», которая была создана по запросу родителей воспитанников [3]. И которая объединила не только традиционный программный материал, но и работу, направленную на развитие индивидуальных особенностей и склонностей детей в области физической культуры. В частности, мы увидели потенциал в реализации данного направления посредством игры «Городки». Через ознакомление и непосредственную игру в городки можно приобщать детей к культуре своей страны, повышая интерес к народным играм, а также воспитывая   положительное отношение к спорту и активному образу жизни.
Спортивная игра «Городки» способствует формированию целого ряда спортивных навыков: собранности, организованности, наблюдательности, неукоснительного соблюдения правил. 
Играя, незаметно для себя ребёнок выполняет комплекс спортивных упражнений, развивая такие физические качества как ловкость, сила, глазомер, быстрота, совершенствовать равновесие, координацию движений и ориентировку в пространстве.
В этой игре развиваются также такие личностные качества детей как стремление к победе и умение уважать соперников.
Программный материал при обучении спортивной игре в «городки» мы  делим на несколько этапов.
Подготовительный этап напрямую связан с конструированием – деятельностью, знакомой детям. Для начала воспитанникам необходимо понять, а впоследствии и строить самостоятельно, городошные фигуры – конструкции для сбивания. Кроме этого, мы стараемся погрузить ребят в прошлое рассказами, презентациями фотографий. История развития «городков» будоражит фантазию и трепет перед старинной игрой.
Необходимо отметить, что для того, чтобы научить детей играть в «городки» хорошо, следует проиграть следующие игры:
«детский боулинг» – выбивание кеглей прокатыванием специального шара или мяча;
«кольцеброс» – набрасывание колец на цель;
«бильбоке» – ловля подбрасываемого шарика в чашечку;
И упражнения: 
метание теннисных мячей, шишек, киндеров и другое нетрадиционное оборудование для развития меткости; 
гимнастические палки, ленты, резинки для развития подвижности в плечевых суставах, 
набивные мячи, упражнения собственным весом и сопротивлением для развития силы.
В рамках основного этапа мы переходим непосредственно к игре: её правилам, способам владения битой, тренировке тела. Учимся навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты. Знакомимся с городошными фигурами, их построением и названиями. Разучиваем бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты [4].
На заключительном этапе работы предполагается, в том числе, взаимодействие с родителями воспитанников. Перед нами стояла задача выбрать такие формы деятельности, которые вызовут отклик и интерес как у детей, так и у их родителей. Во все времена родители с удовольствием принимали участие в спортивных мероприятиях: эстафетах, днях здоровья, физкультурных досугах. Упрощенные правила игры в «городки» позволяют справиться с задачей даже неподготовленным участникам. Часто происходит так, что дети одерживают победу над взрослыми.
Наши климатические условия и эпидемиологическая обстановка непредсказуемы. Игра в городки ценна тем, что в неё можно играть как в помещении, так и на улице. Материально-техническое обеспечение тоже доступно всем: возможен различный инвентарь – от пластиковых до деревянных наборов. Атрибуты для игры в городки легко изготовить своими руками. Непременные преимущества спортивной игры «Городки» – соревновательный момент, азарт, стремление к победе.
Однажды мы спросили детей: «Почему вы так любите игру в городки?» И один мальчик ответил: «Потому что мне можно бросать палку».
Действительно, в этой игре ребёнку разрешается делать то, что в реальной прогулке, как правило, делать запрещено: играть с палкой, бросать её, выбивать предметы, кричать. А это является естественной и необходимой для психического здоровья эмоциональной разгрузкой.
Итак, резюмируем убедительные причины для занятий с воспитанниками городками:
Несложные правила игры;
Соревнования в детских садах могут проводиться по упрощённым правилам;
Занятия можно проводить как в помещении, так и на свежем воздухе; 
Можно играть в любом возрасте, так что успех спортивного праздника с родителями гарантирован;
Доступный и разнообразный инвентарь – от пластиковых наборов до деревянных, который, в крайнем случае, можно сделать самостоятельно;
Экономически не затратно, достаточно лишь десятиметровой асфальтовой дорожки;
Положительное влияние на общую физическую подготовку.
 
Литература:
1. Ковалевский А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста при использовании игры «городки». URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-obogaschenie-dvigatelnogo-razvitiya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pri-ispolzovanii-igry-gorodki (Дата обращения: 23.05.2022)
2. Федерация городошного спорта России. Народные виды спорта – важная составляющая часть культуры многонационального народа России URL: https://gorodki-russia.ru/(Дата обращения: 23.05.2022)
3. Программа «Детский сад – территория здоровья» URL: http://gdouds32kvpetrodr.peter.gov.spb.ru/18-19/obr_programma/detskij_sad-territorija_zdorovja.pdf (Дата обращения: 23.05.2022)
4. Логинов Алексей «Методика обучения игре в городки дошкольников: практический опыт» URL: https://loginov-lip.livejournal.com/1532917.html (Дата обращения: 23.05.2022)
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Спортивная игра «городки» в детском саду