Крыгина Мария Александровна,

воспитатель ГБДОУ детского сада № 34
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Солдатенко Зоя Федоровна,

воспитатель ГБДОУ детского сада № 34
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Создание развивающей среды как одно из условий
обеспечения личностно-ориентированного пространства
взаимодействия в ДОУ

Одним из главных условий построения развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) на базе дошкольного учреждения является опора на личностно-ориентированное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Стратегия и тактика выстраивания РППС определяется особенностями личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. 
Учитывая, что дети большую часть своего времени пребывают в детском саду, следует создать РППС, которая будет отвечать их интересам, развивать их кругозор, формировать возможность свободно играть и взаимодействовать со сверстниками, раскрывать индивидуальные способности каждого ребёнка. 
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) РППС должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной, безопасной.
Опираясь на требования ФГОС ДО РППС в группе раннего возраста состоит из пяти образовательных областей (в каждой из пяти областей имеются «центры», которые оснащены большим количеством развивающих материалов):
1. Познавательная РППС.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО целью познавательного развития детей является развитие познавательных интересов и способностей дошкольников. 
Исходя из выше сказанного, в группе раннего возраста разработаны центры познавательной активности воспитанников:
–  Центр «Строительно-конструктивных игр». В этом центре дети реализуют свои личностные качества в процессе занятий построением, приведением в определённый порядок и взаимоотношением отдельных элементов и предметов. Разнообразие инвентаря, материалов и оборудования, способствуют формированию творческой, исследовательской, познавательной и игровой активности детей. 
– Центр «Экологический уголок» («Уголок природы»). Краски и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние воспитанников, побуждают у них желание задавать вопросы, рассказывать, логически мыслить. Проводя наблюдения за явлениями природы (листопад, град, дождь и т.д.), задавая интересующие вопросы, дети, постепенно включаются в их осознание и понимание, могут дать правильный ответ на тот или иной вопрос. Всё это создаёт благоприятные условия для становления ребёнка как личности.
– Центр «Сенсорное развитие». В первую очередь опирается на развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвет, форма, размер). Сенсорного развития в раннем возрасте является основой для развития интеллекта, внимания, памяти, мышления, воображения, тем самым помогает ребёнку в процессе игровой и образовательной деятельности раскрывать свои личностные качества.
2. Художественно-эстетическая РППС - в соответствии с требованиями ФГОС ДО основной целью создания этой среды является активизация детского художественно-эстетического творчества, обогащение творческого опыта и развитие эстетических способностей воспитанников. Этот центр способствует формированию творческой личности и развитию самостоятельности ребёнка.
– Центр «Детского творчества» представляет собой художественно-творческий комплекс, который включает детей в разнообразные виды и формы художественной деятельности, что является основной целью личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей.
– Центр «Музыкального творчества». Музицирование активизирует мозговые центры ребёнка, что способствует положительному влиянию на развитие детской личности в период её становления. Изменение звуковой среды, вариативное использование предметов реализует проявление индивидуальных качеств личности. 
- Центр «Театрализованной деятельности» является эффективным инструментом в воспитании и развитии интеллектуальных и личностных качеств детей, так как в нём заложены основные виды художественной деятельности в доступной и интересной для ребёнка форме игры. При организации этого центра учитываются как возрастные особенности, так особенности в развитии каждого воспитанника.
3. Социально - коммуникативная РППС способствует развитию интеллекта детей, через отзывчивость, доброжелательность, сопереживание к окружающему миру.
– Центр «Трудового воспитания» обеспечивает всестороннее развитие детей с учётом половозрастных особенностей, формирует необходимые и достаточные умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность, активизирует их физические и умственные способности.
– Центр «Сюжетно-ролевые игры» формирует навыки социального поведения, нравственность, дружелюбие, терпимость, отзывчивость, умение общаться со взрослыми и сверстниками, искать пути решения конфликтных ситуаций. При наполнении группы игровым материалом учитываются гендерные различия детей.
4. Речевая РППС является одним из основных условий благоприятного развития ребёнка, которая своевременно и полноценно формирует речевой аппарат. 
– Центр «Развитие речи» способствует организации речевых умений и навыков воспитанников, развитию слухового восприятия и внимания, стимулированию речевой активности. Является одним из центров совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, что обеспечивает право и свободу выбора.
– Центр «Чтение художественной литературы». Цель организации книжного уголка в группе является обеспечение благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Способствует умственному и речевому развитию детей. Художественная литература соответствует возрасту, тематике и индивидуальным предпочтениям каждого ребёнка.
5. Физическая РППС. Главной целью создания физической РППС является приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, укрепление здоровья, формирование физических способностей, формирование культурно-гигиенических навыков и удовлетворение потребности ребёнка в движении. При организации среды учитывается всё, что способствует: 
– Центр «Физической культуры». Регулярное выполнение физических упражнений повышает выносливость организма и формирует сопротивляемость детского организма вирусным заболеваниям, способствует укреплению мышц и координации движений. При организации РППС среды учитывается всё то, что будет способствовать формированию базовых характеристик каждого индивида.
– Центр «Релакс». В связи с тем, что в группе ежедневно присутствует много детей, организуется зона уединения, которая помогает снять эмоциональное напряжение. В данном центре дети могут заниматься как индивидуально, так и небольшими подгруппами (2-3 человека). 
Таким образом, организация предметно-развивающей среды в ДОУ реализуется с учётом требований ФГОС ДО и даёт возможность развивать индивидуальные личностные качества каждого воспитанника, при этом учитывая его интересы и возможности.
Всё это в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительных эмоций, включение в различные виды деятельности, как самостоятельно, так и совместно, формированию и реализации творческого самовыражения, что является главной целью личностно-ориентированного развития в дошкольном обучении и воспитании.
 
Список литературы:
Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. – М.: Федеральный институт развития образования. 2014.
Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2010.
Якиманская И.С. Личностно - ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространсте. - М.: Академия, 2002.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Создание развивающей среды