- Подробности
- Просмотров: 858
Талова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Современные образовательные технологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Педагогическая технология – это система форм, методов, способов, приемов обучения, системно используемых в образовательном процессе. Непрерывное их совершенствование – залог эффективности работы учителя, при этом педагог должен учитывать психофизиологические, личностные особенности учеников определенного возраста.
Какие же технологии эффективны в начальной школе?
1. Разноуровневое обучение – это педагогическая технология, организующая учебный процесс таким образом, что предлагаемый учебный материал имеет разный уровень сложности [1].
Рассмотрим фрагмент урока обучения грамоте (чтение) в 1 классе «Звуки [м], [м’] и буква Мм».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: выделение нового звука в словах, развитие фонематического слуха.
Для нечитающих детей подготовлен набор иллюстраций с изображениями предметов с изучаемым звуком. Им предлагается задание разделить предметные картинки на группы по общему признаку (машина, малина, лимон, комар, сом, дом)
Для читающих ребят подготовлены карточки с загадками:
Красненькая Матрешка,
Беленькое сердечко. (Малина)
Самого не видно, а песню слышно;
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)
Дети, умеющие читать, читают загадку, называют слово-отгадку; не умеющие читать ребята показывают иллюстрацию-отгадку, указывая место звука [м] в слове. Через постановку обобщающего вопроса, учитель подводит детей к формулировке темы урока. Высокий уровень эффективности показали технологии, основанные на сотрудничестве, благодаря которому создается творческая среда, необходимая для успешного освоения учебного материала. Достоинство этих методов в том, что они активизируют познавательный интерес каждого школьника.
В урочной деятельности целесообразно использовать технологию взаимообучения в группах или парах. Иллюстрацией использования этой технологии может служить фрагмент урока обучения грамоте по теме «Твердый и мягкий согласные звуки». Этап: изучение нового материала. Цель: развитие фонематического слуха.
1-я группа выполняет задание под непосредственным руководством учителя.
- Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук ([л'] иса).
- Дайте характеристику звуку по твердости-мягкости? (мягкий)
- Назовите остальные предметы. Найдите пару этому звуку.
- Произнесите слово, выделяя первый звук ([л]ось).
- Дайте характеристику звуку по твердости-мягкости? (твердый)
2-я группа выполняет то же задание в парах.
- Назовите пары слов. Отчетливо произнесите первый звук. (Лиса – лось, петух – пушка, кот – кенгуру)
- Какие слова начинаются с мягкого согласного? Какие с твердого?
Во внеурочной деятельности групповая работа может использоваться для выполнения творческих проектов. Так например, учащимся предлагается создать стенгазету в технике коллажа, используя фотографии видов Санкт-Петербурга. Благодаря этой технологии школьники осваивают ролевые модели командной деятельности, а также погружаются в межпредметное пространство.
2. Элементы технологии перспективно-опережающего обучения
Приём «комментируемое управление» оптимизирует и включает в активную учебную деятельность весь класс, обеспечивает непрерывное взаимодействие всего класса «думаю, говорю, записываю». Учащийся, комментируя собственные действия, одновременно управляет работой всего класса [4].
Благодаря комментированному чтению
- учащиеся среднего и низкого уровня тянутся за сильными учениками;
- происходит развитие логики рассуждений, способности доказывать свое мнение, формируется самостоятельность мышления;
- формируются регулятивные действия, мотивация и активизируется познавательная деятельность.
3. Игровые технологии
Игра – это вид деятельности, в ходе которого «складывается и совершенствуется самоуправление поведением, воссоздание и усвоение общественного опыта» [5].
Игровая деятельность ― один из самых эффективных видов организации образовательной среды в начальной школе, поскольку дает возможность формировать комплекс универсальных учебных действий в комфортных для ребенка условиях, стимулируя познавательную активность.
Использование элементов различных игр на уроках, во внеурочной деятельности, при проведении динамической паузы стимулирует и активизирует деятельность учащихся. Во время динамической паузы учащиеся осваивают новые подвижные игры и совершенствуют физические навыки: ловкость, выносливость; во внеклассной и внеурочной деятельности происходит формирование коллектива, закрепляются умения и навыки, полученные в ходе освоения основной программы. Игровые элементы используется на разных этапах урока, что мотивирует познавательную деятельность, позволяет сконцентрировать внимание на учебной задаче, создать ситуацию успеха, а также формировать универсальные учебные действия.
4. Элементы технологии проблемного обучения
Проблемное обучение — это технология организации проблемных ситуаций, в которых происходит формулирование проблемы, определяются пути ее решения, учащимся оказывается необходимая помощь в решении задач, осуществляется проверка, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Урок математики
Тема: Переместительное свойство сложения.
Этап: открытие новых знаний.
Цель: выведение математического правила (свойства сложения).
Проблемная ситуация: двум ученикам у доски предлагают составить пример по двум разным картинкам: 3 желтых круга и 4 красных; 4 красных и 3 желтых квадрата. Дети составляют примеры:
3+4=7 и 4+3=7
Почему, выполняя разные задания, получили одинаковый ответ? Объясняя решение задания, учащиеся приходят к осознанию переместительного свойства сложения.
Важным направлением работы является создание портфолио учащегося. Это один из инструментов формирования личностных качеств ребенка, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника.
Использование современных технологий на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе – одно из основных условий формирования универсальных учебных действий учащихся, развития их личностных качеств и подготовка учащихся к успешному обучению в основной школе.
Литература
1. Бухаркина М.Ю., Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие - М.: Издательский центр «Академия», 1999-2005.
2. Дьяченко В. Г. Организационная структура учебного процесса и ее развитие.- М., 1989.
3. Дьяченко В.Г. Сотрудничество в обучении. - М., 1991.
4. Лысенкова, С. Н. Методом опережающего обучения: книга для учителя [Текст] / С.Н. Лысенкова. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
6. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для обучаемых высших пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
7. Смирнова И.Г. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс. Система уроков по УМК "Начальная школа XXI века". ФГОС
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.