Никитченко Ирина Евгеньевна,

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по поддержке участников школьного и районного этапов всероссийской олимпиады школьников

 
Всероссийская олимпиада школьников – ежегодное массовое мероприятие по выявлению детей, обладающих выдающимися способностями, и сопровождению дальнейшего их развития. Заключительный и региональный этапы всероссийской олимпиады школьников входят в перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, ежегодно утверждаемый Министерством просвещения Российской Федерации.
Всероссийская олимпиада школьников (далее – Олимпиада) проводится по 24 общеобразовательным предметам (английский язык, астрономия, биология, география, информатика, искусство (Мировая художественная культура), испанский язык, история, итальянский язык, китайский язык, литература, математика, немецкий язык, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), право, русский язык, технология, физика, физическая культура, французский язык, химия, экология, экономика).
Важной составляющей в подготовке обучающихся к результативному участию в заключительном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников является эффективная деятельность по поддержке участников школьного и районного этапов всероссийской олимпиады школьников.
Объективность проведения школьного и районного этапов Олимпиады обеспечивается: организацией независимого наблюдения на площадках проведения; взаимопроверкой членами жюри работ участников Олимпиады; возможностью подачи участниками Олимпиады апелляций; проведением выборочных перепроверок работ участников районного этапа Олимпиады городскими предметно методическими комиссиями (далее – ПМК).
Школьный этап – наиболее массовый этап Олимпиады. Заложенные в нем принципы массовости и доступности гарантируют как привлечение учащихся, обладающих выдающимися способностями, так и выявление учащихся, заинтересованных в изучении науки. В школьном этапе Олимпиады на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 4 11 классов, осваивающие основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. 
В целях получения объективной и достоверной информации о реализации принципов массовости и доступности при проведении школьного этапа Олимпиады необходимо проводить количественный анализ по следующим показателям: массовость (сопоставительный анализ количественных данных по основным предметам в учебном году); увеличение охвата (динамический анализ количественных данных по отдельному предмету за текущий и предшествующий учебный год); динамика охвата (динамический анализ количественных данных по отдельному предмету за текущий учебный год к среднему значению за три предыдущих года). 
На основании полученных данных можно определить:
─ рейтинг востребованности олимпиад школьного этапа по учебным направлениям с учетом показателей массовости, увеличения охвата и динамики участия в школьном этапе Олимпиады в текущем учебном году;
─ рейтинг активности участия образовательных учреждений в олимпиадах школьного этапа по учебным направлениям.
С целью разработки эффективных мер по выявлению и привлечению обучающихся, заинтересованных в участии в Олимпиаде, необходимо проводить исследование взаимосвязи рейтинга востребованности олимпиад школьного этапа по учебным направлениям с показателями мониторинга по выбору учебных направлений образовательными учреждениями. На основании полученных результатов общеобразовательным учреждениям можно предложить следующие рекомендации по повышению эффективности выявления и привлечения обучающихся к участию во всероссийской олимпиаде школьников:
─ осуществлять информационную поддержку проведения школьного этапа Олимпиады в образовательных учреждениях как для обучающихся, так и для их родителей (информирование о доступности школьного этапа; о возможностях, которые открываются перед участниками; об условиях участия и графике проведения);
─ формировать у обучающихся положительного образа участника предметных олимпиад;
─ выработать позитивную мотивационную стратегию по привлечению обучающихся к участию в олимпиадах, основанную на познавательных потребностях детей, на заинтересованности в деятельности в обществе единомышленников, на ситуации успеха для каждого ребенка;
─ активно привлекать к участию в олимпиадном движении обучающихся 5 8 классов с целью раннего выявления одаренных детей и создания оптимальных условий для реализации их потенциала; 
─ увеличить количество участников пригласительного этапа Олимпиады с использованием информационного ресурса «Онлайн-курсы» Образовательного центра «Сириус» – возможность познакомить обучающихся с предметными олимпиадами по математике, информатике, физике, астрономии, биологии, химии;
─ поощрять интерес к изучению школьных предметов: решение нестандартных задач или применение нестандартных способов использования школьных знаний, изучение внепрограммного материала;
─ использовать моральную и материальную стимуляцию и поощрение участников школьного этапа Олимпиады;
─ стимулировать педагогов к содействию реализации мероприятий, направленных на выявление и привлечение обучающихся к участию в школьном этапе Олимпиады.
 
В районном этапе Олимпиады на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся 7-11 классов, осваивающие основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования:
участники школьного этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в районном этапе количество баллов; 
победители и призеры районного этапа Олимпиады предыдущего учебного года, продолжающие обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Основные принципы проведения районного этапа Олимпиады: массовость и результативность. На основании данных о количестве участников, количестве победителей и призеров районного этапа Олимпиады по предметным направлениям, а также имеющихся данных о количестве всех обучающихся 7 11 классов общеобразовательных учреждений можно рассчитать долю обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах (массовость), долю победителей и призеров районного этапа Олимпиады от общего количества обучающихся 7-11 классов (результативность); а также провести корреляционный анализ результативности участия в школьном и районном этапах Олимпиады по учебным направлениям.
Районным методическим объединениям по итогам корреляционного анализа результативности участия в школьном и районном этапах Олимпиады можно рекомендовать:
─ по предметам с низкой результативностью: выработать позитивную мотивационную стратегию по привлечению обучающихся к участию в школьном этапе Олимпиады, разработать систему подготовки обучающихся к участию в школьном и районном этапе Олимпиады;
─ по предметам со снижением результативности участия от школьного к районному этапу: проанализировать причины снижения результативности участия на районном этапе Олимпиады, разработать план мероприятий по эффективной подготовке к участию в районном этапе Олимпиады обучающихся, проявивших способности и интерес к Олимпиаде в школьном этапе;
─ по предметам со стабильной результативностью участия в районном этапе: разработать механизмы выявления и привлечения к участию в школьном и районном этапах Олимпиады большего количества заинтересованных в участии обучающихся;
─ по предметам с высокой результативностью участия в районном этапе: представить опыт эффективной деятельности по достижению высоких результатов участия в районном этапе Олимпиады, обеспечить планомерное увеличение охвата обучающихся, участвующих в школьном этапе Олимпиаде.
С целью определения динамики изменения результативности участия общеобразовательных учреждений в районном этапе Олимпиады необходимо провести сравнительный анализ результативности участия каждого общеобразовательного учреждения в текущем и предыдущем учебном году. Для этого вводится понятие «сравнительный коэффициент». Положительный коэффициент указывает на улучшение итоговых результатов образовательного учреждения по сравнению с предыдущим учебным годом. 
По итогам сравнительного анализа общеобразовательным учреждениям с высоким уровнем динамики изменения результативности участия районном этапе Олимпиады можно рекомендовать:
─ высокий уровень на фоне повышения результативности в текущем году – подготовить к тиражированию успешные практики по направлению «Выявление, поддержка и развитие талантов обучающихся»; разработать систему эффективного сопровождения участия в региональном этапе Олимпиады обучающихся, достигших высоких результатов в районном этапе;
─ высокий уровень на фоне снижения результативности в текущем году – принять меры по совершенствованию системы сопровождения участия в районном этапе Олимпиады с учетом проведенного анализа причин снижения результативности участия в текущем учебном году.
По итогам сравнительного анализа общеобразовательным учреждениям с уровнем динамики изменения результативности участия районном этапе Олимпиады выше среднего на фоне снижения результативности в текущем году можно рекомендовать – провести анализ причин снижения результативности в текущем учебном году; ознакомиться с успешными практиками по направлению «Выявление, поддержка и развитие талантов обучающихся»; принять меры по реализации мероприятий, направленных на повышение результативности участия в районном этапе Олимпиады.
По итогам сравнительного анализа общеобразовательным учреждениям со средним уровнем динамики изменения результативности участия районном этапе Олимпиады можно рекомендовать:
─ средний уровень на фоне повышения результативности в текущем году – провести работу по обобщению и систематизации полученного положительного опыта работы в текущем учебном году; продолжить деятельность по повышению результативности участия в районном этапе Олимпиады (по выявлению талантливых детей, ориентированных на участие в Олимпиаде; по подготовке к участию в Олимпиаде с целью увеличения количества победителей районного этапа);
─ средний уровень на фоне снижения результативности в текущем году – разработать план по индивидуальному сопровождению обучающихся в районном этапе Олимпиады с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
По итогам сравнительного анализа общеобразовательным учреждениям с низким уровнем динамики изменения результативности участия районном этапе Олимпиады можно рекомендовать:
─ низкий уровень на фоне повышения результативности в текущем году – продолжить деятельность по повышению результативности на основе анализа положительного опыта подготовки обучающихся к участию в районном этапе Олимпиады текущего учебного года; 
─ низкий уровень на фоне снижения результативности в текущем – ознакомиться с успешными практиками по направлению «Выявление, поддержка и развитие талантов обучающихся»; принять меры по реализации мероприятий, направленных на выработку стратегии преодоления низкой результативности участия в районном этапе Олимпиады.
С целью выявления и эффективного сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обладающих способностями, общеобразовательным учреждениям, в которых есть обучающиеся с ОВЗ, необходимо разработать план по индивидуальному сопровождению обучающихся в школьном и районном этапе Олимпиады с учетом особенностей обучения по адаптированным общеобразовательным программам.
6. С целью совершенствования поддержки участников школьного и районного этапов всероссийской олимпиады школьников всем общеобразовательным учреждениям:
─ принять участие в организации сетевого партнерства и обмене опытом между образовательными учреждениями, педагогами;
─ обратить внимание на необходимость планирования мероприятий, направленных на совершенствование подготовки обучающихся в профильных классах/ классах с углубленным изучением отдельных предметов;
─ использовать часы внеурочной деятельности для подготовки заинтересованных обучающихся к олимпиадам;
─ обеспечить непрерывное повышение профессиональных компетенций педагогических работников в области выявления, поддержки и развития талантов у обучающихся.
 
Список литературы:
1. Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2022 № 788. 
2. Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 № 678. 
3. Распоряжение Комитета по образованию от 18.08.2021 № 2330-р «О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге».
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Совершенствование деятельности общеобразовательных учреждений по поддержке участников школьного и районного этапов всероссийской олимпиады школьников