Лебедева Н.В., 

учитель химии ГБОУ школы № 412
Петродворцового  района Санкт-Петербурга

Голованова О.В., 

педагог дополнительного образования
ГБОУ лицея № 389 «Центра экологического образования» 

Социальное партнерство в образовании как аккумулятор ресурсов общества для выполнения обучающимися исследовательских работ

Сотрудничество школы и вуза – это реализация образовательных возможностей вузов. На протяжении 12 лет мы сотрудничаем с СПбГТИ (ТУ) – Санкт-Петербургским государственным технологическим институтом (техническим университетом). 
Кафедры, на которых наши ученики провели исследования под руководством научных сотрудников, отличаются вниманием к старшеклассникам и готовы делиться знаниями и навыками со школьниками. Большую роль сотрудничество приобрело, когда в 9 класс пришли ребята, осваивающие школьные программы по ФГОС ООО, что предполагает обязательное осваивание проектной и исследовательской деятельности в средней и старшей школах. 
В основных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены критерии оценивания: за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным дисциплинам; за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; за выполнение и защиту индивидуального проекта; за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ). Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый проект. 
Особая роль в современных условиях уделяется развитию системы поощрения и помощи способным детям, а исследовательская деятельность учащихся помогает не только основному образовательному процессу, но и проявлению таких черт личности как целеустремленность, добросовестность, работоспособность, умение распределять время, а также скорость усвоения материала, развитое пространственное воображение и другие качества, присущие одаренным детям. 
Результаты образования школьников в области информатики и владение навыками использования смартфона вносят вклад в проведение исследования и анализ и оформление результатов, значительно сокращая время на поиск информации, расчеты, заполнение графиков и диаграмм. Кроме того, оборудование кафедр вуза предполагает наличие навыков работы с электронными системами. 
В последнее десятилетие изменилась и форма представления ученических исследований на фестивалях и конкурсах, требования к регламенту: выступления должны быть информативными и компактными. Жюри ждет от участников вдумчивого отношения к теме, умения отвечать на вопросы, доброжелательности и контактности. 
На кафедре химической нанотехнолоогии и материалов электронной техники в рамках научного направления «Химия твердого тела и научные основы химической нанотехнологии» ученики выполнили работы «Исследование объектов электронной промышленности с помощью атомно-силовой микроскопии», «Цветовой индикатор влажности и его свойства», «Электретные преобразователи энергии», «Газовый сенсор для детектирования кислорода, полученный методом молекулярного наслаивания», «Синтез титаноксидных наноструктур для совершенствования протезного материала», «Модифицирование полимеров с целью повышения термоокислительной стойкости», «Фосфорсодержащий сорбент для энергетических целей», «Повышение прочности стеклянных полых микросфер методом молекулярного наслаивания», «Цифровая модель и 3D печать медицинских инструментов». На кафедре инженерной радиоэкологии и радиохимической технологии были проведены исследования «Влияние переменного тока на процесс разложения оксалат-ионов в реакторе двойного электрического слоя» и «Способ удаления примесей железа из воды с использованием ультрафиолета и ультразвука», «Обеззараживание воды с помощью ультразвуковой и ультрафиолетовой обработки». На кафедре общей химической технологии и катализа – «Возможность использования переменного электрического тока для деструкции органических комплексов при очистке воды от радиоактивных отходов». 
Некоторые работы получили высокие оценки на городском конкурсе Поддержка научного и инженерного творчества учеников старших классов Санкт-Петербурга, организованном Комитетом по науке и высшей школе и Лицейских чтениях, Всероссийских конкурсах: Всероссийской научно-практической конференции школьников по химии, Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева, обучающихся общеобразовательных организаций и Международной олимпиаде-конкурсе научных работ учащихся 5-11 классов школ, гимназий, лицеев и колледжей ХИМИЯ: НАУКА И ИСКУССТВО имени профессора ВЛАДИМИРА ЯКОВЛЕВИЧА КУРБАТОВА. 
Главный итог учебно-исследовательской работы с учащимися школ -  повышение осведомлённости о достижениях и состоянии науки учащихся, их одноклассников и родителей, а также актуализация потребностей и интересов юных исследователей в предлагаемой области знаний. Знакомство учителей-руководителей работ с современными исследовательскими методами особенно актуально, так как в специальной литературе для учителей встречается большое количество повторов общеизвестных истин и не может соответствовать образовательным перспективам современного педагога. 
Сотрудничество с вузами, оснащёнными современным оборудованием лабораториями, но и владеющими новыми методами исследования и преподавания, является одной из сфер школьной внеклассной учебно-исследовательской деятельности. 
Инновационные подходы для повышения исследовательской активности школьников в области нанотехнологии и наноматериалов как одно из направлений учебной деятельности кафедры позволяет увеличить возможности профильного школьного образования. Эта область тематических исследований учащихся ценна новыми идеями в области нанотехнологий ‒ химии 21 века, отличающейся открытиями, происходящими на стыке наук, тогда как школьная программа по химии отражает состояние науки 200-летней давности. 
Современные методы исследований, с которыми могут знакомиться учащиеся в рамках школьно-вузовского взаимодействия, позволяют актуализировать знания из смежных областей наук, предлагаемых школьной программой. У школьников возникает целостный взгляд на науку. 
Развитие нашей страны во многом зависит от реализации возможностей системы образования. Использование образовательного потенциала вузов для приобщения учащихся к научной работе не только способствует раннему включению будущих научных кадров в профессиональную деятельность, но доказывает возможности реализации творческих возможностей на территории России в ближайшем будущем.
 
Литература и интернет-источники
 
1. К.Л. Васильева, С.Е. Домбровская и др. «Естествознание в современном мире» СПб. 2010 / СПБГТИ (ТУ), СПб АППО
2. А.А. Малыгин «Химическая сборка наноматериалов»/ СПБГТИ (ТУ)
3. Электронный ресурс http://www.chemistry2011.org/ - режим доступа свободный дата посещения 0502.2020
4. Л. Уильямс. Нантехнологии (путеводитель). Серия «Без тайн». М. «Эксмо», 2009
5. Электронный ресурс: http://blog.kremlin.ru/post/61/transcript - режим доступа свободный. Дата посещения 20.01.2020
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Социальное партнерство в образовании как аккумулятор ресурсов общества для выполнения обучающимися исследовательских работ