- Подробности
- Просмотров: 640
Хафизова Рузиля Ансаровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Сопровождение молодого педагога в период профессиональной адаптации
Сегодня в государственной системе образования работа с молодыми педагогами обозначена, как одно из приоритетных направлений работы образовательных организаций (далее ОО). Федеральные проекты «Учитель будущего» и «Молодые профессионалы», отраженные в Национальном проекте «Образование», предполагают внедрение новых инструментов продвижения молодых педагогов.
В соответствии с распоряжением комитета по образованию Санкт-Петербурга №938-р от 28.03.2019 «О реализации регионального проекта «Учитель будущего» разработана «Дорожная карта», одним из направления которой является «Внедрение системы поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы.
Однако актуальной остается задача: вовлечение молодого педагога в профессиональную сферу. Возникают вопросы: видит ли молодой педагог включенным себя в педагогическую деятельность; насколько запросы, ожидания, надежды со стороны молодого педагога реалистичны; каковы его представления о предстоящей деятельности в образовательной организации; каковы требования и надежды, которые возлагаются на молодых педагогов, со стороны администрации ОО. Чаще всего, обозначенные выше, неразрешенные вопросы, активизируют внутри педагогического коллектива трения несоприкасающихся интересов между молодыми педагогами и профессионалами в педагогической деятельности. Это может привести к потере веры в себя со стороны молодого педагога, критике со стороны коллег, наставника, администрации ОО.
Также стоит отметить, что успешность педагога, прежде всего, связана с эффективностью педагогической деятельности и осознанием выбранной профессии. Однако, согласно аналитического отчета «Изучение качества работы образовательных организаций с молодыми педагогами» кафедры «Педагогики и андрагогики» СПб АППО: молодой педагог в начале своего педагогического пути не всегда может реально оценивать свои профессиональные возможности. Даже в случае достаточных профессиональных знаний, у молодого педагога могут быть недостаточно сформированы профессиональные навыки. Отсюда возникают первые затруднения, эмоциональная разочарованность в профессии, желание отстраниться от педагогической деятельности. В этот момент актуальна поддержка не только со стороны наставников или администрации ОО, но и методистов ИМЦ района.
Модель «Сопровождение молодого педагога в период профессиональной адаптации», разработанная ИМЦ Петродворцового района, предполагает оказание помощи молодому педагогу при его вхождении в профессиональную деятельность.
Целью данной модели является: обеспечение комплекса условий, способствующих успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность молодых педагогов ОО района.
Задачи:
- диагностика педагогических затруднений молодых педагогов и содействие в их разрешении;
- повышение общей и профессиональной культуры молодых педагогов;
- разработка и реализация эффективных форм обучения молодых педагогов (мастер-классы, лаборатория и т.п.);
- разработка и реализация проектов и событий, объединяющих специалистов-наставников в работе с молодыми педагогами.
- вовлечение лучших педагогов района в организацию работы с молодыми педагогами.
Продолжительность реализации модели: 1 год.
Представленная модель предполагает поэтапное включение предложенных блоков
Блок 1«Организационный» (сентябрь-октябрь)
1. Создание банка данных молодых педагогов района;
2. Анализ профессиональных потребностей молодого педагога;
3. Знакомство с информационным ресурсам сайта ИМЦ района;
4. Знакомство с нормативной базой;
5. Работа с профессиональными документами, регламентирующими работу педагога
Как результат реализации Организационного блока создается индивидуальный маршрутный лист молодого педагога в электронном формате.
Блок 2 «Научно-методический» (октябрь-март)
1. Проведение мероприятий по совершенствованию профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;
2. Проведение мониторинга уровня профессиональной компетентности педагогов, их возможностей профессионального роста ( как результат работы – возможен Фестиваль молодых педагогов);
3. Подготовка памяток для молодых педагогов, и размещение их на сайте ИМЦ района.
Блок 3 «Мотивационный» (ноябрь-апрель)
1. Активизация внутренней мотивации молодого педагога;
2. Мотивация к дальнейшему самообразованию;
3. Участие в конкурсном движении.
Блок 4 «Практический» (февраль-май)
1. Обеспечение профессионального развития молодого педагога посредством сотрудничества с наставником, руководителем ОО, методистом ИМЦ;
2. Формирование банка творческих разработок молодых педагогов:
- электронная копилка методических материалов.
Итогово-аналитическая работа методиста (май-июнь)
1.Мониторинг реализации модели «Сопровождение молодого педагога в период профессиональной адаптации»;
2. Обобщение и анализ итогов реализации модели сопровождения;
3. Разработка методических рекомендаций по организации методического сопровождения профессионального становления молодых педагогов.
Предполагаемые результаты реализации модели:
- сокращение адаптационного периода при вхождении молодых педагогов в профессию;
- сокращение пути профессионального роста от готовности к педагогической деятельности до приобретения основ педагогического мастерства;
- формирование у молодого педагога индивидуального стиля в творческой деятельности;
- сформированность у молодого педагога потребности в непрерывном образовании.
Список литературы:
1. Даутова О.Б. Роль руководства школы в начале профессиональной деятельности молодого учителя. – СПб.: Арт-Экспресс, 2019
2. Шевелев А. Н. Сопровождение и поддержка молодых учителей. Молодой учитель современного Петербурга: социально-профессиональная характеристика. СПб.: Арт-Экспресс, 2019