Кузьмина Наталия Николаевна,

музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №12 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Сказка в музыке, как средство развития
музыкально-творческого потенциала
детей дошкольного возраста

 
 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, 
музыки, рисунка, фантазии, творчества» 
/Сухомлинский В. А./
 
В последнее время дети дошкольного возраста все меньше проявляют интерес к такому важному, несущую развивающую функцию виду деятельности, как игра. Именно в процессе игры у детей формируется положительное отношение к познанию. А также формируются навыки, необходимые для успешной жизни ребенка в будущем - умение сопереживать, самостоятельно находить решения в непростых ситуациях, умение слышать собеседника, радоваться достижениям окружающих и.т.д. Без этого невозможно полноценное развитие ребенка. 
Причиной данной тенденции должно быть является прежде всего недостаток живого общения детей дошкольного возраста с ровесниками и взрослыми. Многим детям с раннего возраста компьютерные технологии заменяют игры, слушание сказок, общение, что приводит к проблемам, связанным прежде всего с восприятием информации и недостаточно развитыми коммуникативными навыками.
Нет ни одного ребенка дошкольного возраста, которого не привлекал бы такой вид детского творчества как музыкально-театрализованная деятельность. И это не только театрализованные спектакли. Театрализованная игра- самый распространенный вид детского творчества. Дети очень любят игры, напоминающие театрализованные представления, в основе которых лежит небольшая поучительная сказка, в создании которой каждый имеет возможность принять активное участие. Наша основная задача, как педагогов, состояла в том, чтобы постараться наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием, организовать грамотно досуговую деятельность и использовать разные виды детского музыкального творчества. Идея привлечения к активному участию в досуговой деятельности не только детей, но и всех участников образовательного процесса, воспитателей, родителей, педагогов дополнительного образования, не случайна. Взрослые, а в первую очередь, родители являются положительным примером для ребенка дошкольного возраста.
Цель: Развитие творческого потенциала детей младшего и старшего дошкольного возраста через разные формы музыкально-творческой деятельности. 
Задачи:
˗ формировать у детей положительное отношение к познанию окружающего мира через творческое освоение окружающего мира и обогащать знания детей об окружающем мире (природных явлениях, животном мире и.т.д.).
˗ создать условия для развития самостоятельности детей в воплощении художественного замысла путем экспериментирования со звуками в игровой форме, игры (импровизации) на музыкальных (шумовых) инструментах, а также с использованием звукоподражания.
˗ приобщить детей к активной творческой деятельности, начиная с младшего возраста.
˗ раскрыть и развивать творческий потенциал каждого ребенка.
˗ формировать навыки сотрудничества и сотворчества.
Главный тезис работы с детьми в досуговой деятельности таков: «Ребенок не слушатель и зритель, а активный участник». Активное участие детей в музыкально-творческой деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста позволяет раскрыть творческие способности и добиться успехов в творчестве в более старшем возрасте. Нами был изучен и систематизирован теоретический материал в единую непрерывную образовательную концепцию по реализации досуговой деятельности с учетом возрастных особенностей детей и их интересов от младшего- до старшего дошкольного возраста.
За все время проведения досуговых мероприятий активно использовались 3 формы творческой работы:
˗ «Сказки-шумелки» (создание шумовых инструментов своими руками, озвучивание);
˗ речевые игры с музыкальными инструментами (короткие сценки в стихотворной форме с музыкальным сопровождением);
˗ музыкально-театрализованная деятельность (музыкальные спектакли с активным участием детей, педагогов, родителей). 
В основе данных творческих форм работы с детьми лежит театрализованная игра, а игра, как было сказано выше, самый распространённый вид детского творчества, являющий для дошкольника всегда привлекательным. 
«Сказка-шумелка» представляет собой музыкальный спектакль в миниатюре. Эти небольшие занимательные сказки помогают формировать элементарные образные представления о предметах, явлениях начиная с младшего возраста. Дети младшего и среднего возраста с удовольствием участвуют в озвучивании сказок с интересными сюжетами и становятся не просто участниками, а настоящими соавторами этих спектаклей, удивляя своей неуемной фантазией в воплощении образов и действий. Этот захватывающий неповторимый процесс не может не увлечь детей. Нужно отметить, что дети старшего дошкольного возраста изготавливают шумовые инструменты своими руками. А результатом этого процесса является создание нового продукта творческой деятельности- озвученной сказки, ценность которого состоит в его уникальности.
«Речевая игра»  напоминает небольшую сценку или мини-сказку, в процессе которой развивается способность импровизировать- выразить свои эмоции с помощью речи, мимики и музыкальных инструментов, усиливая впечатления и создавая более яркие образы. Очевидно то, что речевые игры формируют эмоциональную отзывчивость на музыку, побуждают к импровизации, а также учат детей передавать образные представления, эмоции посредством интонации, мимики, в шумах, звуках.
В процессе работы с детьми возникла идея использования информационно-коммуникационных технологий при озвучивании сказок-шумелок и речевых игр.  Целесообразно ли использовать готовые образы?  Для чего нужна визуализация? По наблюдениям педагогов можно сделать вывод, что использование ИКТ может помочь в концентрации внимания, яркие изображения побуждают дошкольников неоднократно возвращаться к данному виду творческой деятельности, появляется возможность неоднократного применения в самостоятельной деятельности дошкольников в дистанционном формате. Но важно помнить, что не стоит злоупотреблять информационными технологиями в досуговой деятельности с детьми.
Для дошкольников старшего возраста были организованы совместные музыкально-театрализованные представления с активным участием детей старшего возраста, родителей и педагогов. Важно то, что все участники, и взрослые, и дети получили возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. В результате активного совместного творчества дети приобрели коммуникативные навыки: раскованность в общении со сверстниками и взрослыми, умение согласованно взаимодействовать в коллективе, научились ценить чужие достижения – радоваться успехам друг друга, проявлять инициативу в творчестве. 
Можно сделать вывод, что совместное музыкальное творчество помогает создать благоприятную атмосферу для полноценного развития творческих способностей, которые являются основой креативных свойств личности, что в свою очередь необходимо для жизненного успеха в будущем.
 
Список литературы:
  1. Железнова Е.С., «Сказки с озвучиванием» М.: Карапуз, 2016
  2. Железнова Е. С., Железнов С. С. «Музыкальные развивалочки» возраст от 3 лет до 7 лет,  «Весть-ТДА» - издательство детских образовательных программ
  3. Кошманская И.П., Методическое пособие «Театр в детском саду» Ростов н/Д.: Феникс, 2004
  4. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду»- методические рекомендации, Москва 2009 
  5. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду»- для занятий с детьми 4-5 лет, «Мозаика-синтез», 2007 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала детей дошкольного возраста