Некрасова Светлана Васильевна,

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района

Школьная библиотека как надпредметное информационное пространство 

 
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют новые требования к организации деятельности школьной библиотеки. Ключевой ролью школьной библиотеки становится учебное, методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы учреждения.
Обучение в школе сегодня ‒ это не столько передача знаний от учителя к ученику, но прежде всего создание условий, при которых организован активный самостоятельный поиск знаний обучающимися. На уроках учителей-предметников дети воспринимают учебный материал через призму предметного знания, а школьная библиотека обладает ресурсами для предоставления ребенку такого рода информации, которая будет способствовать раскрытию целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным информационным пространством, которое поможет развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников. 
Деятельность библиотеки в условиях реализации ФГОС определяют три основных вектора:
информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса;
развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности;
информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
В библиотеке может и должна быть организована и внеурочная деятельность. Для этого необходимо оснастить её компьютерами и программами, организовать совместную системную работу учителей-предметников и библиотекаря.
Следует отметить значимость школьной библиотеки в становлении информационной компетентности учащихся и развитии у них навыков информационно-поисковой деятельности. 
Развитие сферы информационных технологий диктует необходимость формирования информационной компетентности учащихся, в том числе:
навыков использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);
умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление); 
перерабатывать и структурировать текст (культура чтения); 
умения использовать современные информационные технологии.
Организация деятельности, отвечающей требованиям новых стандартов образования, позволяет школьной библиотеке становится творческим центром для учащихся и местом реализации их индивидуальных способностей, а для педагогов ‒ лабораторией профессионального развития.
Развитие школьной библиотеки в качестве надпредметного информационного пространства связано с обеспечением комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива. Комфортная образовательная среда ‒ это творческая, доброжелательная атмосфера; специально организованные условия для активизации всех участников образовательного процесса и образовательной самореализации учащихся. В содержании образовательного стандарта это понятие подразумевает такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. Именно педагогический коллектив, к которому относятся и работники школьных библиотек, несет ответственность за комфортную богатую содержанием среду общения педагогов и учащихся.
Школьная библиотека, являясь значимой частью образовательной среды учебного заведения, образует и свою, особую, библиотечную среду, которая включает в себя информационную, культурную, эмоционально-психологическую и материальную составляющие. Библиотечной средой является всё окружение работника и пользователя в библиотеке, главная составляющей которого – информационная. В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов (на различных носителях). Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и минимальными физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.
В первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. В образовательном стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы». Фонд школьной библиотеки, кроме учебной, учебно-методической литературы и материалов по всем предметам учебного плана должен быть укомплектован собраниями словарей, дополнительной литературой по разным областям знаний, литературой по социальному и профессиональному выбору учащихся.
Полностью соответствует требованиям образовательного стандарта и другая задача школьной библиотеки: обеспечение доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям. Необходимость работа библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение понимается педагогами. Это осмысление во многом связано с принятыми документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, в которых намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями. 
Но главная надпредметная задача – научить детей читать осмысленно и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе можно сформировать потребность в систематическом чтении. 
Это, в свою очередь, будет способствовать формированию общей культуры, личностному, духовно-нравственному, гражданскому, социальному и интеллектуальному развитию обучающихся, их самосовершенствованию и саморазвитию, позволяющему стать успешными и реализовать творческие способности.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Школьная библиотека как надпредметное информационное пространство