- Подробности
- Просмотров: 1907
Черкасова Л.А.,
старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения
Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции [1].
Наставничество является важным фактором развития современного общества, охватывает многие сферы человеческой деятельности, в том числе систему образования.
В национальном проекте «Образование» наставничество занимает одно из центральных мест, является частью федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы».
В дошкольном образовательном учреждении наставничество способствует успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, является значимым компонентом профессионального становления педагогов, оказывает существенное влияние на систему развития кадров. На сегодняшний день в практике дошкольного образования существует значительное количество моделей наставничества.
Одной из наиболее эффективных моделей наставничества, которые используются в ГБДОУ детском саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга, является реверсивное наставничество. Реверсивное наставничество наравне с традиционным, подразумевает взаимодействие между двумя или несколькими педагогическими работниками. При этом опытный, квалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подшефным младшего по этим параметрам педагога, который становится его наставником в вопросах актуальных образовательных технологий, тенденций, направлений. Ни для кого не секрет, что молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше, чем у педагогов старшего поколения. В нашем детском саду реверсивная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.
В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» у каждого воспитателя и специалиста системы дошкольного образования, должны быть сформированы необходимые ИКТ-компетентности, которые относятся к владению и использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность. Вместе с этим педагог должен обладать следующими умениями в области информационно-коммуникационных технологий:
- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
- владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Прежде чем организовать наставничество в данном направлении, была проведена диагностика, позволившая выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов образовательного учреждения.
Для диагностики был подобран инструментарий:
- с целью выявления уровня общепользовательской ИКТ-компетентности педагогов состоялся онлайн опрос;
- в рамках определения уровня общепедагогической ИКТ-компетентности было проведено анкетирование педагогов, и анализ уровня общепедагогической ИКТ-компетентности;
- уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности был определен в ходе проведенного анализа деятельности педагогов по использованию ИКТ.
В диагностике приняли участие 100% педагогов образовательного учреждения, по ее результатам выявлено, что некоторые компоненты ИКТ-компетентности педагогов соответствуют требования профессионального стандарта, определенные компоненты необходимо расширить, часть - сформировать.
Также проведенное исследование показало, что:
- общепользовательская ИКТ-компетентность на оптимальном и допустимом уровне сформирована у 99% педагогов;
- оптимальным уровнем общепедагогической ИКТ-компетентности обладают 64% педагогов, допустим - 33%, низким - 3%;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность на ее оптимальном уровне не сформирована ни одно педагога, допустимый уровень у 41% педагогов, низкий у 59%.
На основании полученных данных был составлен аналитический свод профессиональных ИКТ-дефицитов педагогических работников, отражающий результаты диагностики и направления, в которых требуется обучение и методическое сопровождение педагогов.
Затем произошло распределение педагогов на три группы: 1-я группа - педагоги с низким уровнем ИКТ-компетентности, 2-я - с допустимым уровнем, 3-я группа - с оптимальным уровнем.
Непосредственная организация наставничества состоялась, на основании приказа заведующего дошкольного образовательного учреждения, руководство деятельностью наставников было закреплено за куратором - старшим воспитателем. Педагоги с оптимальным уровнем ИКТ-компетентности и старший воспитатель вошли в состав сообщества ИКТ-наставников, наставляемыми стали педагоги с допустимым и низким уровнем ИКТ-компетентности, причем наставники, по дефицитным ИКТ-направлениям, иногда становились наставляемыми.
С учетом выявленных профессиональных дефицитов был составлен план обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ- компетентности (далее - План). После этого состоялось непосредственное проведение обучающих мероприятий, в соответствии с Планом.
В План вошли практические формы организации обучения педагогов - семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, которые были направлены на формирование следующих умений:
- пользование личной электронной почтой;
- пользование электронными носителями;
- создание электронной таблицы и диаграммы в Excel;
- создание презентации Power Point с гиперссылками, звуком, эффектами анимации;
- создание собственного электронного дидактического материала;
- осуществление взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников с помощью информационно-коммуникационных технологий.
В рамках реализации реверсивной модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие профессиональные результаты педагогов:
- у наставляемых отмечается прогресс в области формирования общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностей, удовлетворенность от деятельности наставников, уверенность в собственных силах;
- уверенное знание программных продуктов Microsoft Office, их функций и возможностей;
- активное использование Интернет и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- самостоятельное владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
- наличие положительной мотивации к использованию ИКТ;
- активное применение ИКТ для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, фронтальной;
- готовность к проведению выступлений, представлений опыта деятельности, консультаций, с использованием информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием дистанционных онлайн сервисов.
Реверсивная модель наставничества в ГБДОУ детском саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга доказала свою эффективность, в 2022-2023 учебном году мероприятия плана обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ-компетентности войдут в программу внутрифирменного обучения педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы:
- Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. //https://clck.ru/ehZZb. (Дата обращения: 24.02.2022).
- Ельцова О., Терехова А. Пять направлений наставничества в детском саду. Положение и план на 2020/21 учебный год.// Справочник старшего воспитателя. 2020. № 10. URL: https://e.stvospitatel.ru/843667. (Дата обращения: 22.02.2022).
- Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс]// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov/viewer. (Датаобращения:31.03.2022).
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях. Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.
- Профстандарт: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. // Справочник кодов общероссийских классификаторов КЛАССИНФОРМ.РУ. URL:https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html. (Дата обращения: 24.02.2022).