Черкасова Л.А.,

старший воспитатель, ГБДОУ детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Реверсивная  модель наставничества как форма  повышения ИКТ-компетентности  педагогов дошкольного образовательного  учреждения

Наставничество - отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции [1].
Наставничество является важным  фактором развития современного общества, охватывает многие сферы человеческой деятельности, в том числе систему  образования.  
 В  национальном проекте «Образование» наставничество  занимает одно из центральных мест,  является частью  федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы». 
В  дошкольном образовательном учреждении   наставничество  способствует  успешной адаптации молодых специалистов  к корпоративной культуре, является значимым компонентом  профессионального становления педагогов,  оказывает  существенное   влияние на  систему развития кадров. На  сегодняшний день в  практике дошкольного образования  существует значительное количество моделей наставничества. 
Одной из наиболее эффективных  моделей наставничества, которые используются в ГБДОУ детском  саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга, является реверсивное наставничество. Реверсивное наставничество наравне с традиционным, подразумевает  взаимодействие между двумя или несколькими  педагогическими работниками. При этом опытный, квалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подшефным  младшего по этим параметрам педагога, который становится его наставником в  вопросах актуальных образовательных технологий,  тенденций, направлений. Ни для кого не  секрет, что  молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше,  чем у  педагогов старшего  поколения. В нашем детском  саду реверсивная модель наставничества позволяет  решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных  технологий. 
В соответствии с  профессиональным стандартом  «Педагог» у  каждого воспитателя и  специалиста системы  дошкольного образования,  должны быть сформированы  необходимые  ИКТ-компетентности, которые относятся   к владению и использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность. Вместе с этим  педагог  должен обладать следующими  умениями в области информационно-коммуникационных  технологий:
  • владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Прежде чем   организовать наставничество в данном направлении, была проведена  диагностика,  позволившая  выявить  уровень ИКТ-компетентности педагогов образовательного учреждения. 
Для диагностики  был  подобран     инструментарий:
  • с  целью выявления уровня общепользовательской  ИКТ-компетентности педагогов состоялся онлайн опрос;
  • в  рамках определения   уровня общепедагогической ИКТ-компетентности было проведено  анкетирование  педагогов, и анализ уровня общепедагогической ИКТ-компетентности;
  • уровень предметно-педагогической ИКТ-компетентности был определен в ходе проведенного анализа  деятельности педагогов по  использованию  ИКТ. 
В диагностике  приняли  участие  100% педагогов образовательного  учреждения, по ее  результатам выявлено,  что  некоторые  компоненты ИКТ-компетентности  педагогов соответствуют  требования   профессионального стандарта,  определенные  компоненты необходимо  расширить, часть - сформировать.  
Также проведенное исследование показало, что:
  • общепользовательская  ИКТ-компетентность на оптимальном  и допустимом  уровне  сформирована  у 99% педагогов; 
  • оптимальным  уровнем общепедагогической  ИКТ-компетентности обладают 64% педагогов, допустим - 33%,  низким - 3%;
  • предметно-педагогическая  ИКТ-компетентность на ее оптимальном  уровне не  сформирована  ни одно  педагога, допустимый уровень у 41% педагогов, низкий у 59%.
На основании полученных данных был  составлен аналитический  свод профессиональных  ИКТ-дефицитов педагогических работников, отражающий результаты диагностики и направления, в которых требуется обучение и методическое  сопровождение  педагогов. 
Затем   произошло  распределение  педагогов на три группы: 1-я группа - педагоги с низким уровнем ИКТ-компетентности, 2-я - с допустимым уровнем, 3-я группа -  с оптимальным уровнем.  
Непосредственная организация   наставничества состоялась, на  основании приказа  заведующего дошкольного образовательного  учреждения, руководство  деятельностью  наставников  было закреплено за  куратором - старшим воспитателем. Педагоги с оптимальным уровнем ИКТ-компетентности и старший  воспитатель  вошли  в состав сообщества ИКТ-наставников,  наставляемыми стали педагоги с допустимым и низким уровнем ИКТ-компетентности, причем наставники,  по дефицитным  ИКТ-направлениям, иногда  становились наставляемыми. 
С учетом выявленных профессиональных дефицитов был составлен  план обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ- компетентности (далее - План). После этого  состоялось непосредственное проведение обучающих  мероприятий, в соответствии с Планом. 
В План вошли  практические  формы организации обучения педагогов - семинары-практикумы, консультации, мастер-классы, которые были направлены на формирование  следующих умений:
  • пользование личной электронной почтой;
  • пользование электронными носителями; 
  • создание электронной  таблицы и диаграммы в Excel;
  • создание  презентации Power Point с гиперссылками, звуком, эффектами анимации;
  • создание собственного электронного дидактического материала;   
  • осуществление взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников с помощью информационно-коммуникационных  технологий.
В рамках  реализации реверсивной модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении ожидаются следующие профессиональные результаты педагогов:
  • у наставляемых отмечается прогресс в области формирования  общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностей, удовлетворенность от деятельности наставников, уверенность в собственных  силах;
  • уверенное знание  программных продуктов Microsoft Office, их функций и возможностей;
  • активное  использование  Интернет и цифровых образовательных ресурсов  в педагогической деятельности;
  • самостоятельное  владение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  • наличие  положительной мотивации к использованию ИКТ;
  • активное применение ИКТ для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, фронтальной;
  • готовность к проведению  выступлений, представлений опыта  деятельности, консультаций, с использованием информационно-коммуникационных  технологий,  в  том числе с использованием дистанционных онлайн  сервисов.
Реверсивная  модель  наставничества в ГБДОУ детском саду № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга доказала  свою  эффективность, в  2022-2023 учебном году   мероприятия  плана  обучения и  методического  сопровождения педагогов  по  повышению ИКТ-компетентности  войдут в  программу  внутрифирменного обучения  педагогов дошкольного образовательного  учреждения.
 
Список литературы:
  1. Википедия свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. //https://clck.ru/ehZZb. (Дата обращения: 24.02.2022).
  2. Ельцова О., Терехова А. Пять направлений наставничества в детском саду. Положение и план на 2020/21 учебный год.// Справочник старшего  воспитателя. 2020. № 10. URL: https://e.stvospitatel.ru/843667. (Дата обращения: 22.02.2022).
  3. Мигунова Е.В., Жигалик М.А., Аверкин В.Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов [Электронный ресурс]// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка».URL:https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov/viewer. (Датаобращения:31.03.2022).
  4. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях. Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.
  5. Профстандарт: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. // Справочник кодов общероссийских классификаторов КЛАССИНФОРМ.РУ. URL:https://classinform.ru/profstandarty/01.001-pedagog-vospitatel-uchitel.html. (Дата обращения: 24.02.2022).
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Реверсивная модель наставничества как форма повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения