Медяник Дарья Дмитриевна, 

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Реперные точки публичного выступления

Публичное выступление – выступление перед большой аудиторией с определенной целью. 
Каждому педагогическому работнику, в том числе методисту, приходится регулярно выступать перед учителями, воспитателями, слушателями курсов повышения квалификации, поэтому необходимо обладать коммуникативными компетенциями, связанными с публичным выступлением. Вот несколько правил, которые могут быть полезны тем, кто готовится прочитать лекцию, выступить на семинаре перед коллегами, родителями на просветительском мероприятии.
Сначала необходимо разобраться, перед какой аудиторией мы будем выступать. Важно нарисовать портрет «стандартного» слушателя: 
- профессия, культурный уровень, гендер, возраст; 
- основные болевые точки слушателя и его «красные кнопки» - боль будем «утишать», «красные кнопки» - обходить.
Можно составить прогноз-гипотезу отношения аудитории  к высказываниям, которые Вы намерены озвучить, от этого зависит, насколько острым должно быть выступление, как вы будете «возбуждать» аудиторию: чем равнодушнее слушатели, тем более острым должно быть выступление и более четкой заявленная позиция. Если аудитория отрицательно относится к предмету выступления, то необходимо сделать акцент на личном опыте или наладить неформальные отношения со слушателями за счет обращений, невербальных сигналов: «я понимаю вашу позицию, понимаю, почему вы так считаете…»,  «возможно, я не согласен с вами, но я вижу, что ваше мнение обоснованно…»; «я понимаю, что тема, которую мы затронули имеет для Вас особую значимость…» и т.п. Очень важно не только интуитивно представлять своего слушателя, но и выразить свои представления словами, поскольку осмысление происходит в речи.
Необходимо также четко сформулировать  сверхзадачу, должно прийти понимание, какого результата оратор добьется к концу своего выступления. Необходимо ответить на вопрос: как изменится мнение слушателей к концу выступления, почему это мнение может измениться, почему я могу быть уверен, что мнение изменится. Тогда будет ясно, какие ораторские приемы целесообразно использовать, какие факты привести в доказательство своего мнения, какой пафос, тембр и темп речи выбрать, какой синтаксис будет преобладать в выступлении. 
Личная заинтересованность  – очень важное условие успешного выступления. Если есть уверенность в справедливости и обоснованности высказанных суждений, то интуитивно будет выбрана нужная тональность. Искренность – самый короткий путь к доверию аудитории. Важно говорить правду, не преувеличивать результаты, которых стоит ожидать, тщательно выверять ссылки на авторитеты, источники и т.п. Кроме того, слушатели должны быть уверены, что они решают важную задачу, проблему, совершают гражданский поступок, другими словами, важно и самому быть уверенным в значимости того, о чем говорите, и аудиторию заразить этой уверенностью. А для этого необходима личная заинтересованность.
Если слушатели не принимают вашу цель, но настроены умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение. 
Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям.
Вся сущность убеждения заключается в том, чтобы при помощи последовательного обоснования, сначала достичь соглашения собеседника с конкретными умозаключениями, затем, на этом основании, сформировать и укрепить новейшие или преобразовать бывшие установки, которые соответствуют поставленной цели.
Постоянный зрительный и эмоциональный контакт с аудиторией и коммуникация по ходу выступления. Активное использование  разнообразных открытых жестов, передвижение по сцене. Отличный вариант – ведение презентации в паре – диалог по теме выступления, сталкивающий различные точки зрения. Необходимо убрать «барьеры» - трибуны, отдаление от слушателей в пространстве сцены, повороты спиной, чтение по заготовленному тексту и т.п., если необходима позиция «я с вами». 
Как наладить контакт с аудиторией?
- цепляющие вопросы;
- предложение осмыслить парадоксы;
- описание реальности, фиксация на проблемных точках;
- личная  история, которая либо указывает, что проблема касается большинства, либо предлагается вариант решения проблемы, а затем ставится вопрос о применимости личного опыта;
- провоцирование ответов.
Все эти приемы могут не касаться собственно темы выступления и служить для привлечения внимания, при недостатке времени – это переход к разговору
Цепляющие вопросы:
- риторические или закрытые вопросы ко всем
- риторические вопросы к конкретному человеку
- просьба о подсказке. .
Например, 
«Приходилось ли вам…»
«Согласны ли вы…»
«Слышали ли вы, что…»
«Правда ли, что…»
«Знаете ли вы…»
« Как вы считаете…»
« Подскажите, пожалуйста, сегодняшняя тема интересна для вас?»
«Подскажите, пожалуйста, кто управляет образованием на уровне государства, кто законодатель в области образования?»
«Здесь собрались заинтересованные/творческие/независимые, имеющие свое мнение…люди?»
«Не  сомневаюсь, что все, кто собрался сегодня здесь…»
«Если бы я сказал/сделал/начал убеждать вас в том, что…., вы бы …?»
После цепляющих вопросов необходимо получить ответ, для этого необходимо сформулировать закрытый вопрос, а также попросить аудиторию дать обратную связь – поднять руку, встать. поаплодировать и т.п.
Предложение осмыслить парадоксы:
Парадоксы должны непосредственно касаться темы выступления. При анализе парадокса лучше опираться на стереотипное мнение, а затем его разрушать и предлагать свое решение, а затем его аргументировать, или предложить аудитории разрешить парадокс совместно. Это может быть, например,  мудрое изречение/спорный факт, который можно обыграть: сначала убедить в правильности одной точки зрения, а затем убедить в правильности противоположной – столкновение двух обоснованных позиций
« Согласны ли вы с тем, что усидчивый ребенок всегда успешен?»
«Согласны ли вы с тем, что высшая квалификационная категория – свидетельство высочайшего педагогического мастерства?»
«Образование непрактично, основное – талант», - так сказал один из героев пьесы М.Горького  «На дне». Прав ли он?
Или попробуйте использовать сходу заявленную личную позицию по конкретному вопросу или проблеме – тезис, который станет основным для выступления
«Я пришел сюда, чтобы сказать вам…»
«Меня давно мучает вопрос…, и вот я нашел ответ на него:…»
Очень привлекают внимание слушателей личные истории:
«В детстве я старался…»
«Мне пришлось столкнуться вот с чем…» 
«Вам – педагогам хорошо известен такой факт, и в моей жизни был случай, когда…»
«Я долго старался понять…»
Вспомните Стэндфортскую речь Стива Джобса. Он рассказал о своей жизни так, как будто рассказывал притчу о человеке вообще. Безусловно, его речь произвела неизгладимое впечатление на молодых людей, которые слушали ее на церемонии вручения дипломов выпускникам
Собственно выступление. Как его строить?
Первая часть – постановка цели выступления и описание результата в терминах достижения
Основная часть –  тезис и его аргументация
Заключение – подведение итогов, повторение основного тезиса  в иной формулировке. Вопросы к аудитории, позволяющие получить обратную связь по результатам выступления.
Основная часть должна быть яркой и насыщенной. Необходимо заранее распределить речь на фрагменты и в конце каждого фрагмента обобщать уже сказанное. Так у слушателей не возникнет трудностей с пониманием. Нужно помнить, что основная масса людей мыслит рационально, поэтому важно составить список аргументов тезиса и определить, насколько они неопровержимы. Безусловно, не все доказательства будут безупречными, но нужно стремиться к этому. Во всяком случае каждый аргумент должен быть обоснован и встроен в цепочку: причина – факт – результат – следствие результата.
Чтобы оценить, насколько приведенные вами доказательства убедительны, нужно ответить себе на ряд вопросов:
– из какого источника получена информация;
– является ли информация свежей и актуальной. Нельзя быть уверенным в результатах исследования, которым 10 лет. Они уже устарели;
– есть ли прямая и непосредственная связь между аргументом и тезисом.
Контролируйте внимание аудитории. Нельзя забывать, что внимание аудитории сохраняется около 20 минут. Но этого времени хватает, чтобы решить поставленные вами задачи. Чтобы не потерять внимание слушателей нужно обращаться к эмоциями слушателей. Очень важно вовремя пошутить, чтобы вызвать улыбку,  повысить тон голоса, чтобы привлечь внимание к важной мысли, можно обратиться к кому-нибудь из слушателей и спросить о его настроении. В любом случае эмоция важна для убедительности.
Безусловно, мы не исчерпали всех законов ораторского мастерства. Это большая и серьезная тема. Но осваивать искусство публичного выступления важно каждому.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Реперные точки публичного выступления