Танина Наталия Петровна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт‑Петербурга
 
Реализация проекта «Школа Минпросвещения России».
Практики методического сопровождения школьных управленческих команд
 
Вектор развития системы образования Российской Федерации на длительную перспективу определен проектом «Школа Минпросвещения России» (далее – Проект), который является механизмом государственной политики по формированию единого образовательного пространства [1].
 
Магистральные направления и ключевые условия реализации Проект задают ценностно-смысловые ориентиры деятельности школ: создание условий получения качественного образования в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов каждым ребенком; воспитание личности; раскрытие творческого потенциала ребенка; содействие осознанному выбору профессии; сохранение и укрепление здоровья; создание мотивирующей образовательной среды; формирование благоприятного школьного климата; развитие кадрового потенциала образовательной организации.
 
Школы – участники Проекта проходят процедуру самодиагностики, используя критерии и показатели, отражающие не только ориентиры деятельности общеобразовательной организации, но и основные ожидаемые результаты ее развития, а также пути совершенствования образовательной деятельности и достижения более высоких образовательных результатов.
 
Механизмы, пути и способы достижения результатов не универсальны, зависят от степени эффективности деятельности школьных управленческих команд. Таким образом проект актуализирует задачу развития профессиональных компетенций школьных управленческих команд, освоения ими современных форматов разработки и принятия управленческих решений. В свою очередь, для методических служб федерального, регионального и районного уровней важнейшей становится задача комплексного сопровождения школьных команд, выявления эффективных управленческих решений и обмена опытом в рамках реализации Проекта.
 
Простыми и доступными для членов школьных команд инструментами повышения квалификации являются циклы методических семинаров «Управленческая среда», «Строим «Школу Минпросвещения России» [2] и разработанный Академией Минпросвещения России Цифровой сервис микрообучения [3]. Сервис позволяет оперативно изучить основы магистральных направлений и ключевых условий Проекта, понять их интегрирующую роль в формировании и укреплении единого образовательного пространства.
 
В качестве меры методического сопровождения участников Проекта Санкт‑Петербургской академией постдипломного педагогического образования им. К.Д. Ушинского (далее – СПб АППО) предложен цикл проектно-аналитических погружений – стратегических сессий. Профессиональное взаимодействие в указанном формате предполагает организацию продуктивного диалога представителей педагогического коллектива и управленческих кадров школ с ведущими специалистами, экспертами, представителями научного сообщества, практиками-лидерами в области управления качеством образования [4].
 
Стратегическая сессия является эффективной технологией управления командной дискуссией, позволяющей осознать цели развития образовательной организации на уровне смыслов, определить достижения целей.
 
Универсальность предлагаемого формата обусловлена гибкостью сценария его проведения: свобода в выборе темы, цели, планируемых результатов; места, времени и продолжительности проведения, состава участников и степени их включенности, архитектуры мероприятия (его организационные и содержательные блоки). Управленческая команда школы может включаться в стратегические сессии, нацеленные как на преодоление дефицитов, выявленных в ходе самодиагностики, так и на решение любых других задач развития образовательного учреждения.
 
Изучение практик организационного и информационно-методического сопровождения школьных управленческих команд в реализации Проекта в Санкт‑Петербурге позволяет отметить их многообразие и рекомендовать в качестве инструментов для обеспечения эффективности управленческой деятельности.
 
Традиционным инструментом развития управленческих команд школ является освоение дополнительных профессиональных программ. Примером может служить дополнительная профессиональная программа «Основные направления развития российского образования. «Школа Минпросвещения России» [5].  Наиболее значимыми элементами программы являются практико-ориентированные кейсы, групповая работа над решением которых позволяет получить набор управленческих решений и выявить лидеров школьных команд.
 
Положительное влияние на развитие компетенций школьных команд может оказать использование управленческих практик развития образовательной инфраструктуры школы, реализуемых в одной из школ Санкт‑Петербурга [6]. Это, прежде всего, Портфель оперативных и согласованных проектов: «От эффективного управления к повышению конкурентоспособности образовательной организации», «Развитие современных механизмов и технологий общего образования на основе деятельностного метода», «Фантазия, творчество мысли и рук – дорога к успеху», «Академия родительской мудрости», «Наставничество как эффективная форма воспитания социально активной личности школьника». Важно, что для обсуждения процесса и результатов реализации проектов, содействия организационному развитию и позитивным изменениям в деятельности управленческих и педагогических работников в школе специально создана Академия успешных педагогических идей.
 
Разработке и реализации эффективных алгоритмов деятельности школьных управленческих команд будет содействовать использование коллективного научно-практического Альманаха успешных практик «Школа Минпросвещения России»: вчера, сегодня, завтра» [7] (далее – Альманах, сборник). В сборнике представлены практики, иллюстрирующие движение школьных команд от ситуативного управления к стратегическому развитию школы на основе актуальных данных самодиагностики, и позволяющие осмыслить место каждой школы в реализации государственных политики в сфере образования. Включенные в Альманах примеры опыта проектного управления школой отличает важнейшая характеристика – его воспроизводимость, возможность применения в условиях образовательной организации другого региона Российской Федерации.
 
Список источников:
  1. Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» https://smp.edu.ru/concept
  2. Циклы семинаров «Управленческая среда» и «Строим «Школу Минпросвещения России» https://smp.edu.ru/events
  3. Школа Минпросвещения России // Цифровой сервис микрообучения. Разработан Академией Минпросвещения России  https://mikro.apkpro.ru/chat/17
  4. Савинова Н.А. Проектно-аналитическое погружение как инструмент разработки эффективных управленческих решений // Научный журнал Санкт‑Петербургской академии постдипломного педагогического образования Академический вестник. 2024. № 4 (66). С. 6 – 12.
  5. Модестова Т.В. Подходы к развитию профессиональных компетенций школьных управленческих команд // Научный журнал Санкт‑Петербургской академии постдипломного педагогического образования Академический вестник. 2024. № 4 (66). С. 20 – 23.
  6. Курцева Е.Г., Ткачук Е.Ф., Лаздина Т.И. Портфель проектов в решении стратегической задачи развития компетенций школьных команд // Научный журнал Санкт‑Петербургской академии постдипломного педагогического образования Академический вестник. 2024. № 4 (66). С. 76 – 83.
  7. Альманаха успешных практик «Школа Минпросвещения России»: вчера, сегодня, завтра» https://smp.edu.ru/almanah
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Реализация проекта «Школа Минпросвещения России». Практики методического сопровождения школьных управленческих команд