- Подробности
- Просмотров: 272
Шеверлова Елена Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 32 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Реализация модуля рабочей программы воспитания «Волшебный мир общения и дружбы»
Аннотация: В статье раскрывается опыт педагога в реализации социального направления воспитания рабочей программы воспитания в детском саду. Приведены примеры игр, направленные на формирование ценностного отношения к себе и окружающим, на развитие дружелюбия, успешности.
Ключевые слова: Рабочая программа воспитания, социально-коммуникативное развитие, дружба, взаимоотношения.
Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-коммуникативное развитие воспитанников [5], которое является одним из направлений воспитания, обозначенного в рабочей программе по воспитанию, и называется «Волшебный мир общения и дружбы».
В рамках реализации данного направления пристальное внимание уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [5]:
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть сообща, трудиться, заниматься;
- воспитывать умение самостоятельно находить общие интересные занятия, развивать желание помогать друг другу;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение к окружающим, умение проявлять заботу, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- в повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости.
Наблюдение и анализ ситуации в группе, показал, что некоторая часть детей в разной степени испытывает трудности в освоении конструктивными формами коммуникативной деятельности. Некоторые ребята проявляют агрессию по отношению к сверстникам. Имеются зaстенчивые и замкнутые воспитанники. У некоторых детей нарушены нормы поведения, они не соблюдают пpава других детей. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто являются причиной ссор и конфликтов. И далеко не всегда находят мирные, дружелюбные способы поведения.
Педагогическая цель – научить ребят общаться, создавая условия, способствующие взаимодействию друг с другом.
Для этого через игровую деятельность, беседы, обыгрывание проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, коммуникативные игры мы формируем навыки общения у детей, осуществляем индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы.
Приёмы, выбранные нами для реализации цели:
Проблемные ситуации типа «Найди выход»
Педагог создает различные ситуации затруднения, чтобы пробудить инициативу, сообразительность, отзывчивость, готовность искать правильное решение.
Например, детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
- Два малыша поссорились – постарайся примирить их.
- Ты встретил на улице слабого щенка – пожалей его.
- Тебе очень хочется поиграть в ту же куклу, что и у одной из девочек твоей группы – постарайся организовать игру так, чтобы было интересно и тебе, и ей.
- Ты поссорился с другом – попробуй извиниться перед ним, чтобы помириться с ним.
- Ты пришел к новым ребятам – познакомься с ними и расскажи о себе.
- Ты потерял свою игрушку – подойди к детям и спроси, не помогут ли они в поисках.
- Дети играют в забавную игру – попроси, чтобы они тебя приняли. Что ты будешь делать, если ребята тебя не захотят играть с тобой?
По словам авторов Е.Н.Бехтеревой и И.В.Колосовой, игровая деятельность – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении [1].
Поэтому в группе организована работа по созданию благоприятного психологического микроклимата посредством коммуникативных игр, например,
Игра «Назови ласково»
В этой игре ребенку предлагается по желанию бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику и называть его по имени или ласковым словом.
«Волшебный табурет»
Правила игры: выбранный с помощью считалки или другим способом ребенок садится на «волшебный табурет», а остальные дети говорят о нем приятные, но объективные, слова.
Мы стараемся учитывать мотивы поведения и потребности детей, даём право ребенку быть самим собой. Для этого используем авторскую методику Е. Лютовой «Давай поговорим» [2].
Эта игра полезна для замкнутых и застенчивых ребят.
Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотела стать ... (волшебницей, волком, маленькой). Как ты думаешь, почему?» Ребенок высказывает предположение, взрослый развивает беседу, стимулируя ребёнка к общению. В конце разговора можно спросить, кем бы хотел стать ребенок. Важно, что взрослому нельзя давать оценок желанию воспитанника и нельзя настаивать на ответе, если малыш не хочет по каким-либо причинам сознаваться в том, что думает. На начальных ступенях игры дети могут не соглашаться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важно отметить! В игре взрослый должен быть на одном уровне с ребенком, а в случае затруднений — слабее и ниже него.
Мы стараемся создать «ситуацию успеха», стремимся постоянно поощрять детей, подчеркивая их достижения, используем приемы сотрудничества. Например,
Игра «Научи тому, что умеешь сам»
Мы объясняем воспитанникам, что проявление внимания друг к другу, помощь и содействие, всегда полезны. Можно научить друга лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, одеваться на прогулку. Побуждая детей делиться опытом, мы способствуем тому, что ребёнок входит в роль «наставника», то есть становится в этом процессе терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.
Мы считаем, что в условиях детского сада одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные игры, в которых дети действуют одинаково и одновременно. Например,
Игра «Клеевой ручеёк»
Перед началом игры педагог беседует с детьми о дружбе, взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть различные препятствия.
Дети нужно встать в ряд друг за другом и взяться за талию или плечи впереди стоящего. Единым коллективом детям необходимо преодолеть различные препятствия:
- Перешагнуть «поваленное дерево».
- Обогнуть «широкий овраг».
- Проползти «через пещеру».
- Пробраться через «дремучий лес».
- Спрятаться от диких животных.
Условие, которое необходимо выполнить: на протяжении всей игры ребята не должны потерять сзязку с товарищем.
Эта игра благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений, создает атмосферу единства и близости со сверстниками.
Кроме этого, в группе организован уголок уединения – диванчик с мягкими подушками, на которые ребёнок может прилечь и отдохнуть.
В уголке уединения используются тактильные игрушки для успокоения детей, отвлечения их от грустных мыслей, негативных эмоций. Он включает в себя массажные мячики, поп-иты, мялки, сквиши.
В уголке нашли место «Стаканчик для крика» и «Стаканчик гнева». Это стаканы с крышками, в которых ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Известно, что вместе с эмоциональным всплеском типа крика у человек избавляется от отрицательных эмоций. После того, как ребенок выговорится, он надёжно закрывает стакан и прячет его или вытряхивает «содержимое» далеко на улицу или в мусор.
Для обогащения эмоциональной сферы в уголке размещены некоторые дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, разработана картотека игр на развитие коммуникативных способностей.
Для этого уголка были изготовлены дидактические игры: «Лото эмоций», «Мешочек с эмоциями»; систематизированы подборки логоритмических и пальчиковых игр, словесных, настольно-печатных, игр с правилами, требующих от ребят умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть при этом справедливым, честным, уступчивым.
В перспективе планируем изготовить Коврик «злости», вытирая ноги о который дети могут избавиться от плохого настроения. И «Островок примирения» – небольшой коврик, на который встают поссорившиеся дети и разрешают конфликт, мирятся.
В своей работе с детьми также мы используем сказки социальной направленности, в процессе чтения или рассказывания которых дети узнают или подтверждают свои представления о том, насколько важна дружба в жизни каждого («Под грибом» В. Сутеева); что одинокому человеку бывает скучно и грустно («Сказка про слоника, который любил смотреть на потолок» Юлии Лавренченко); что нужно быть вежливым («Волшебное слово» В. Осеевой, «Сказка о том, как мышонок Ух вежливым стал» А. Калининой, «Как ежик лисенка обидел» А. Кононовой); рассказы о простых человеческих качествах («Два товарища» Льва Толстого», «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинского, «Разве так играют?» Н. Калинина) [3].
Нами было замечено, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушают рассказы и сказки, тем лучше они учатся оценивать как собственные, так и чужие поступки, выбирают свою линию поведения и взаимодействия с окружающими [4].
Постоянная и целенаправленная непрерывная работа по реализации цели способствует социально-коммуникативному развитию [5] каждого ребенка. Дети становятся уверенными в себе, общительными и раскрепощенными, самостоятельными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Литература:
- Бехтерева Е. Н., Колосова И. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии. URL: file:///C:/Users/1/Downloads/93527_1f960582b9ba7c12739e720733de0d14.pdf (Дата обращения – 25.05.2022)
- Фёдорова Н.С. Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/15/kommunikativnye-igry-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta? (Дата обращения – 23.05.2022)
- Сказки социального содержания. URL: https://cyberpedia.su/11xa2a7.html (Дата обращения – 26.05.2022)
- Изотова Л.Н. Методы личностного развития дошкольников. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/12/metody-lichnostnogo-razvitiya-doshkolnikov?ysclid=l3mxmet3tx (Дата обращения – 26.05.2022)
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 26.05.2022)