- Подробности
- Просмотров: 267
Титова Татьяна Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №4 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Коллекционирование, как форма реализации модуля "Музейная культура" рабочей программы по воспитанию
Помогайте маленьким первооткрывателям
увидеть необычное в обычном,
чудесное в необычном,
будь то птичье перышко или улетающий осенний листок.
Модуль "Музейная культура" - часть рабочей программы по воспитанию дошкольного учреждения, задачей которой является активизация у воспитанников интереса к освоению художественного наследия человечества, становления культуры музейной коммуникации и формирования начального опыта коллекционирования значимых для детей предметов.
Детское коллекционирование – одна из форм работы с воспитанниками, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой ребята осуществляют поэтапные действия по созданию, оформлению, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
Музей коллекций для воспитанников средней группы детского сада создавался в течение учебного года с учётом тематических недель рабочей программы по воспитанию. В группе размещено несколько видов коллекций:
˗ коллективные (тематические) - ракушки, каштаны, шишки, семена, собранные детьми с помощью воспитателей и родителей;
˗ индивидуальные - детские «сокровищницы», в которых собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка;
˗ домашние, собранные дома с помощью родителей.
Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних коллекций - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
В групповом помещении была создана развивающая предметно – пространственная среда - зона коллекционирования, в которой педагоги используют различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности.
Примеров, как создаются коллекции много. Начало могут положить как дети, так и педагоги или родители. Например, в сентябре в первую неделю после летних каникул отличный повод вспомнить, как ребята провели лето, где были и что видели. Обычно все приносят фотографии, из которых может быть создана фотогазета, чтобы поделиться впечатлением. В ходе бесед дети делились впечатлениями о путешествиях на море, откуда многие привезли интересные по форме камушки. Так родилась коллекция под названием «Необычное в обычном», собирая которую дети с педагогами поместили изображение различных камней в специально выделенном уголке определив, таким образом, место размещения коллекции в развивающей среде группы. Расширяя представления об окружающем мире, ребята рассмотрели иллюстрации разных видов камней, узнали где «живут», какими могут быть камни, обсудили вопрос нужны ли они человеку? Обсуждали, где был найден камень, чем он их заинтересовал, на что похож. В конце проекта воспитанники рисовали камень будущего, который они придумали сами.
Самыми ценными признаны домашние коллекции, которыми поделились родители и педагоги. В рамках тематической недели «Моя семья», воспитатель детского сада принесла коллекцию марок и значков своих бабушек и дедушек для ознакомления. Дети увидели разные виды значков, таких как: изображение достопримечательности городов и посёлков, значки пионерской и комсомольской организаций, спортивной направленности, юбилейные, детские значки, знаки отличия, познакомились с историей возникновения почтовых марок.
Необычным для ребят способом через видео обзор из дома поделилась своей коллекцией открыток другой педагог детского сада. Такой вариант рассказа о своей коллекции детям тоже очень понравился, они с удовольствием слушали и смотрели.
Мини – музей в группе имеет положительный отклик. Дети в свободном доступе подходят, берут и увлечённо рассматривают всё, что им хочется. Обыгрывают предметы в свободной игре.
Коллекционирование расширяет кругозор воспитанников, развивает их познавательную активность, формирует умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, обогащают предметно – развивающую среду группы, позволяют в интересной, доступной для воспитанников форме реализовать модуль «Музейная культура» рабочей программы по воспитанию.