- Подробности
- Просмотров: 1128
Липченко И.И.,
старший воспитатель ГБДОУ № 13 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Медникова Н.В.,
педагог-психолог ГБДОУ № 13 Петродворцового района Санкт-Петербурга
"Развивающая предметно-пространственная среда как необходимое условие развития детской самостоятельности и инициативы"
«В развитии ребенка образование и среда играют большую роль,
чем наследственность… Вопрос в том, какое образование, какая среда лучше всего развиваютпотенциальные способности ребенка»
К.Д. Ушинский
В условиях модернизации системы дошкольного образования все больше внимания в обществе уделяется формированию такой образовательной среды в ДОУ, которая будет стимулировать детскую инициативу и самостоятельность, творчество и свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.
ФГОС ДОопределяет основныепринципы дошкольного образования, следование которым позволяет коллективу нашего учреждения выстраивать свою деятельность так, чтобы каждый воспитанник имел возможность полноценного проживания своего уникального детства, реализуя своё право на игру и поддержку со стороны взрослых.
ФГОС ДО–документ, регламентирующий деятельность дошкольных учреждений и представляющий совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одним из требований стандарта является создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала детского сада.
Детальный анализ реального уровня организации развивающей предметно-пространственной среды (далее ‒РППС) в нашем учреждении, позволил наметить перспективу работы в этом направлении.
Свою работу по формированию РППСмы начали с осмысления того, что же такое развивающая среда и для чего она нужна. Для себя мы определили, что это совокупность объектов материального характера и человеческих ресурсов для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. РППС нужна для удовлетворения потребностей ребенка, но малышу необходима только та среда, которую он воспринимает в определенный момент своего развития.
Проанализировав имеющиеся у учреждения ресурсы, которые возможно использовать для преобразованиясреды, мы выделили основной – человеческий ресурс, который должен стать «фундаментом» и «гарантом» успешной реализации поставленных задач. Данный ресурс включает в себя всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей и самих воспитанников.
Следующий этап нашей работы был направлен на включение педагогов в активную преобразовательную деятельность, с учетом имеющихся теоретических знаний, по организации предметно-пространственной среды в группах. Перед педагогическим коллективом, в рамках подготовки материалов к педсовету, были поставлены следующие задачи:
˗ провести самоанализ РППС в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
˗ преобразовать предметно-пространственную среду с учетом всех принципов ФГОС;
˗ подготовить презентацию, с целью представления опыта по организации РППС, с учетом рекомендованных критериев по оформлению материалов.
Результаты работы были представлены воспитателями в виде презентации «Визитная карточка группы» на тематическом педагогическом совете.
Нами было отмечено, что особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от позиции педагога меняется активность и инициативность родителей (законных представителей) воспитанников, которые наряду со всеми сотрудниками, являются основным человеческим ресурсом, способствующим сохранению и укреплению РППС в ДОУ.
В ходе реализации намеченного плана работы мы смогли выявить проблемные точки в создании пространственной среды и наметить пути её реорганизации, которая будет:
˗ наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учетом его склонностей, интересов, уровня активности;
˗ соответствовать требованиям документов, регламентирующих деятельность детского сада;
˗ удовлетворять потребности маленького человека, для которого она играет важнейшую роль на каждом этапе его развития.
Учет психологических факторов взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса, общая атмосфера внутри учреждения стимулирует инициативу и самостоятельность ребенка, творчество и свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослых и малышей.
Опыт оснащения предметно-пространственной среды в группах, представленный педагогами на педагогическом совете, еще раз продемонстрировал необходимость творческой, инициативной педагогической позиции, которая является залогом развития успешного, инициативного, самостоятельного ребенка.
Девизом нашей команды единомышленников стали семь коротких слов: «Дали – береги! Сломалось – почини! Не хватает – сотвори!»
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с
2. М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах», издательство КАРО Санкт-Петербург, 2014 – 52с