- Подробности
- Просмотров: 445
Харитонова С.Ю.,
старший воспитатель ГБДОУ детского сада №32
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Развитие творческого потенциала педагога как условие его успешной самореализации
Аннотация: Статья рассматривает творческий потенциал педагога как основу для совершенствования компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений. Авторы статьи представляют повышение качества образовательного процесса детского сада в контексте развития профессионализма педагогического коллектива.
Творческий потенциал педагога определяет креативность, новаторство воспитателя, способность к нахождению нестандартных решений. В условиях модернизации и инновационного развития образования стало важным выявить и раскрыть способности всех участников образовательного процесса, в первую очередь, педагогов.
Для того чтобы изучить творческий потенциал педагогического коллектива, мы провели работу по определению направлений увлечённости каждого педагога, условно разделив интересы коллектива на сферы:
• Техническая сфера;
• Литературное творчество;
• Артистическая среда;
• Музыкальное направление;
• Сфера художественных достижений;
• Фото- и видео искусство;
• Двигательная деятельность;
• Декоративно-прикладная деятельность.
Оказалось, что каждый педагог чем-то увлекается. А некоторые имеют в своём багаже интересов по несколько сфер деятельности. Кроме этого, выяснилось, что некоторые воспитатели владеют необычными, нетривиальными хобби, среди них керамика, грим, ООАК, что в дословном переводе с английского означает «Единственная в своём роде» – смысл такого увлечения заключается в переделке кукол.
В целом сферы творческих интересов воспитателей распределились следующим образом: большее количество увлечений относится к артистической, декоративно-прикладной, музыкальной, двигательной сферам, а так же сфере художественных достижений. Это объяснимо: данные виды деятельности педагоги часто применяют и в работе с детьми.
Определение круга увлечений позволяет спланировать работу таким образом, чтобы дать возможность педагогу реализовать себя в том, что он любит.
Зачастую происходит так, что методическая служба образовательного учреждения стремится совершенствовать профессиональные компетенции воспитателей. И это правильно. Но думающие и развивающиеся педагоги постоянно испытывают сомнения: правильно ли я делаю, успеваю ли за постоянно меняющимися нормативными постулатами, чётко ли организую образовательный процесс, востребованы ли мои действия среди коллег, уважают ли мой профессиональный опыт родители воспитанников, администрация учреждения? А, следовательно, большинство педагогов испытывает стресс на профессиональной почве.
С другой стороны, основной массе людей нужно самоутверждение за счёт таких средств, в которых они сильны и не испытывают сомнений. К этим средствам мы относим личные увлечения, хобби. В сфере личностного развития творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью. Творческая составляющая каждого педагога – тот мостик, та перекладина, которая позволит воспитателю показать себя с выгодной стороны, отличиться, утвердиться в коллективе.
В процессе изучения личностного творческого потенциала педагогов перед нами встал вопрос: «Как его использовать для совершенствования образовательного процесса?»
Сначала мы выявили и проанализировали направления интересов и увлечений каждого педагога, затем спланировали мероприятия, способствующие «раскрытию» личностного творческого потенциала. Далее, получив результат, обдумали, как частные творческие качества педагогов перевести в разряд профессиональных, педагогических.
Схема 1
Мы пришли к заключению, что, опираясь на конкретные, интересные воспитателю направления творчества, реально спланировать события профессионального свойства: мастер-классы, семинары, конкурсы детские и специализированные, практикумы, спортивные и музыкальные мероприятия, выступления и пр.
Таким образом, творческий потенциал можно развивать первоначально для реализации педагога как творческой личности, а затем для роста его профессионализма.
Промежуточным результатом миссии методической службы можно считать достижение каждым одарённым педагогом творческих результатов. Эта цель может быть реализована только при совмещении трёх взаимодополняющих, но не заменяющих друг друга, элементов: наличие творческого потенциала, творческой мотивации и возможностей для реализации уникальных способностей. Высокий уровень творческих достижений может ожидаться только при совпадении всех этих трех факторов.
Схема 2
Приведём примеры конкретных мероприятий по каждой сфере творческих интересов педагогов нашего учреждения.
Мы исходили из понимания, что для эффективного раскрытия творческого потенциала личности необходимы такие качества, которые открывают в ней созидателя.
В технической сфере, которая включает владение ИКТ-технологиями, умение создавать технические конструкции: роботов, игры и пособия из конструктивных материалов, проявляет себя большинство педагогов, хотя скромно умолчали об этом при опросе.
Среди педагогов учреждения был организован конкурс на лучшую тематическую презентацию для детей. Здесь хочется отметить, что все группы детского сада оснащены ноутбуками и интерактивными досками, поэтому созданные воспитателями в рамках конкурса ИКТ-продукты успешно используются для организации непрерывной образовательной деятельности.
Артистическая сфера – волнительная, но любимая деятельность некоторых воспитателей. Сложно переоценить их вклад в создание позитивного настроя и вдохновения детей. При подготовке к праздникам, утренникам, театральным постановкам для воспитанников музыкальные руководители на роли сказочных персонажей приглашают именно этих коллег. И каждое зрелище оказывается незабываемым.
Известно, что потребность активизирует человека, стимулирует его на поиск, поддерживает активность до тех пор, пока эта потребность не будет полностью удовлетворена. Это ярко проявляется в двигательной сфере.
Время, в котором мы живём, – время здорового образа жизни, потребности в движении.
Инструкторы по физической культуре нашего детского сада не только сами страстные приверженцы самооздоровления и здорового питания, но и организаторы динамичных мероприятий в учреждении для всех участников образовательного процесса: для детей, их родителей и педагогов. Спортивные соревнования «Будь здоров, педагог!» не только оздоравливают коллектив, но и способствуют налаживанию корпоративного духа.
Литературное творчество – хобби не очень распространённое. Однако, если в коллективе есть увлечённые поэзией или прозой люди, каждый семинар становится увлекательным событием. Тематический педагогический совет «Творческий педагог – творческие дети» был насыщен нестандартными выходами из предложенных проблемных ситуаций, необычными ответами в игре «Открытая трибуна», составлением особенной рекламы учреждения для конкурса «Детский сад года». Кульминацией встречи стала созданная педагогами стихотворная сказка для детей.
Перефразируя Николая Константиновича Рериха можем сказать, что творческий педагог – «это тот, кто окрыляет, умудряет и одобряет». Поэтому окрылять и придавать уверенности детям мы с успехом можем при организации совместных детско-родительских выставок.
Четыре года подряд в нашем учреждении проходят фотовыставки детско-родительских работ «Времена года в нашем городе»: «Летний, зимний, весенний, осенний Ломоносов». Отдельной номинацией является номинация для работ педагогов.
По нашему мнению, наиболее явная связь между личными увлечениями педагогов и их влиянием на образовательный процесс наблюдается у людей, имеющих связь с музыкой.
В первую очередь, это музыкальные руководители, и некоторые воспитатели, которые связали свою жизнь с музыкой. Такие педагоги всегда вносят в образовательный процесс музыкальную составляющую. Они – бессменные участники творческих конкурсов. Например, среди талантливых людей большим успехом пользуется конкурс «Педагог – личность творческая» направленный на выявление работников системы образования, обладающих творческим потенциалом, успешно раскрывающих и применяющих в повседневной профессиональной деятельности свой творческий дар.
Декоративно-прикладная деятельность, вероятно, самая объёмная по разнообразию техник сфера. Кто-то увлекается вышивкой крестиком, гладью, лентами, кто-то вяжет и шьёт, кто-то создаёт картины из шерсти, кто-то владеет декупажем или бисероплетением... Традицией нашего учреждения накануне Международного женского дня стала организация выставки творческих работ «Педагоги и мамы своими руками». Особую гордость у детей вызывают работы мам и собственных воспитателей.
Кроме этого, ежеквартально воспитатели групп проводят с родителями воспитанников мастер-классы, на которых представляют свой опыт чаще всего именно в сфере декоративно-прикладной деятельности. С недавнего времени приобрели популярность двусторонние мастер-классы, где в роли преподавателей выступают мамы ребят.
Переход к таким формам работы, в которых подчеркивается самостоятельность ребёнка, означает изменение организации образовательного процесса и новый подход к роли педагога. Воспитатель, способный воспроизводить и применять множество художественных приёмов, обязательно научит этому детей. В данное время среди педагогов организован конкурс, обеспечивающий совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, в котором имеется возможность проявить фантазию и продемонстрировать свои художественные умения.
Есть у методической службы и конечная цель – вывести личностный творческий вектор на профессиональную деятельность.
С ростом личностного творчества растёт и педагогическое. Творческий педагог переносит личностное на профессиональное. Только эрудированный и имеющий опыт творческих открытий педагог способен найти новые, оригинальные профессиональные идеи и способы их воплощения путём творческого воображения и эксперимента.
В рамках определённого регламента приведём два примера.
Воспитатель, увлечённый вышивкой крестиком, вязанием, фотографированием, вносит в работу с детьми на конкурсе педагогических достижений своё мастерство в области рукоделия, владеет умением здраво оценивать собственные возможности, чётко определять предполагаемый результат и пути движения к нему. Становится победителем.
Музыкальный руководитель, увлекающийся шитьём, кино, составлением алмазных картин регулярно выводит своих воспитанников на призовые места в различных конкурсах, изобретая всё новые и новые костюмы и музыкальные постановки.
В заключении хочется отметить, что при существовании профессионального выгорания, усталости и утомления творческие достижения могут стать спасением и защитой. Кроме как в позитивном русле воспитатели о своих увлечениях не говорят: творчество для них – это способ самовыражения, снятия напряжения, создания нового, самореализации, отдых, красота, удовлетворённость и даже возможность заработка.