Сапежко Александра Вячеславовна,

воспитатель
ГБОУ детский сад № 14 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Развитие речи у старших дошкольников через системно - деятельностный подход на основе полисенсорного восприятия»

[Скачать]

В статье рассказывается о значении системно-деятельностного подхода в работе с дошкольниками и одной из форм работы над развитием речи ребенка, основанной на знакомстве с природой и организацией предметно-развивающей среды.
В настоящее время проблема формирования и развития речи у детей дошкольников выходит на первый план в работе с ними. Это объясняется тем, что сегодня увеличилось количество детей, у которых наблюдается нарушение устной речи и как следствие письменной. Это влечет за собой не только проблемы в формировании личности ребенка, но и не создает предпосылок для его успешного обучения в школе. Многие авторы  говорят не только о природе речи, ее механизмах и особенностях развития, но и о том, что ввиду ее сложной организации, необходимо осуществлять специальное речевое воспитание, направленное на развитие звуковой структуры речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи[2]. 
В рамках дошкольного учреждения работа над развитием речи должна основываться не только на коррекционно-педагогических и общих дидактических принципах, но и на системно-деятельностном подходе с опорой на правильно организованную предметно-развивающую среду. 
Образовательный процесс должен быть непрерывный и  обеспечивать развитие личности, ее мотивации и способностей в различных видах деятельности. Сама непосредственно образовательная деятельность должна включать в себя не только все пять направлений развития, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка, его интересы[4]. Для этого педагогом организуется предметно-развивающая среда в групповом помещении и на улице. Через нее обеспечивается максимальная реализация образовательного процесса, что способствует развитию системно-деятельностного подхода. Его суть заключается в том, что новые знания дети «открывают» в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. В данном случае основной задачей педагога является подготовка и организация данного вида деятельности. В этой связи встает вопрос о том, через что и каким образом следует организовать работу, чтобы дети извлекли максимальное количество пользы и знаний. 
Для старшего дошкольника характерно любопытство, желание задавать вопросы и находить на них ответы. Дети склонны к экспериментированию и активной речевой и поисковой деятельности. Базу для всего этого может дать природа - неограниченный источник знаний, которые можно почерпнуть из прямого взаимодействия с ней и наблюдений. Знакомство с природой будит любознательность, помогает понимать причинно-следственные связи, побуждает к проговариванию всего того, что ребенок увидел, к чему прикоснулся.  При взаимодействии с природой на первый план выходит  полисенсорное восприятие, то есть восприятие через все органы чувств [1]. 
В своей работе по развитию речи у дошкольников я использую системно-деятельностный подход, основанный на полисенсорном восприятии ребенком природы. И если на прогулке такую работу организовать не составит особого труда, то в групповом помещении это довольно затруднительно. Для того чтобы ребенок смог «прикоснуться» к природе мною был разработан многофункциональный макет «Этажи леса». В его состав входит деревянная основа, которая дополняется зеленым или белым покрытием, в зависимости от времени года, плоскостные деревья (дуб, сосна, осина, береза, рябина), оснащенные липучками, листья (характерные для времени года осень), насекомые, животные и птицы, выполненные из бумаги на липучке.Данный макет представляет собой платформу, на основе которой возможно проводить манипуляции с ее составляющими, составлять сюжеты и наблюдать причинно-следственные связи. При работе с ним ребенок использует зрительный, тактильный анализаторы, что способствует более глубокому пониманию деятельности.
В зависимости от возрастной группы дошкольников с помощью данного пособия можно решать целый спектр задач, одной из которых и будет являться развитие речи. На основе макета можно осуществлять работу по развитию словообразования и словоизменения у дошкольника с помощью таких дидактических игр как:
  • «Как зовут тебя, деревце?»;
  • «Что растет в лесу?»;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Листочки»;
  • Экологическая башня «Лес»;
  • «Пирамида «Птицы»;
  • «Прогулка в лес»;
  • «Угадай по описанию»;
  • «Опиши, мы отгадаем»;
  • Игра «В зимней столовой».
При работе с макетом можно отследить и скорректировать неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных, неправильное употребление падежных и родовых  окончаний количественных числительных, неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями, неправильное употребление родовых  и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени, неправильное употребление предложно-падежных конструкций. Кроме этого отработать монологическую и диалогическую речь, развивать мышление, память, воображение, то есть всесторонне развитие ребенка. Ребенок не просто говорит, он манипулирует предметами, создает свою «историю леса»,развивает в себе познавательный интерес – начинает задавать вопросы. Данное пособие многофункционально его можно использовать как наглядность при объяснении темы во время непосредственной образовательной деятельности или во время самостоятельной деятельности дошкольника, в которой  дети могут закреплять полученные представления через деятельностный подход,  как демонстрационный материал при чтении художественной литературы, загадывании загадок и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по развитию речи дошкольников, основанная на принципе системно-деятельностного подхода и подкрепленная полисенсорным восприятием на базе природного окружения проходит успешно и дает динамику развития. Данный опыт является положительным, и его результаты я буду использовать в дальнейшей работе. 
 
Список литературы:
1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992 – 96 с.
2. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997. – 287 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999. – 352 с.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации [электронный ресурс]. – Режим доступа www.минобрнауки.рф, свободный.
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Развитие речи у старших дошкольников