- Подробности
- Просмотров: 2120
Завгородняя Лариса Сергеевна
учитель математики ГБОУ СОШ № 567 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Развитие наглядно-образного мышления средствами программы GeoGebra при решении учебно-познавательных задач
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) ‒ это веление времени. ФГОС предусматривает задание ориентиров развития всего образовательного пространства в интересах государства, общества, семьи и личности.
Выбирая среди большого количества различных технологий, которые применяются в системе образования, необходимо уделить внимание новациям, где учитель является не только источником информации, а также координатором и организатором учебной деятельности направляя учеников в нужное русло, в зависимости от их индивидуальных способностей.
Учебно-познавательная задача это часть содержания образования учебного материала, задача, которая изучает объект или помогает усвоить новые знания о нём. Это задача, содержащая в себе затруднения, она создается во имя открытия и развития нового знания. Для её решения необходимо развивать у учащихся наглядно-образное мышление.
Обучение математике без наглядности невозможно. Наглядность это самый известный и распространенный инструмент в педагогике. Сравнительно недавно, учёные установили, что у большинства людей наибольшей восприимчивостью обладают органы зрения, которые «проводят» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем органы осязания.
Одна из программ удобная для учителей математики - GeoGebra, она позволяет быстро создавать наглядный материал, интерактивные чертежи и пользоваться большим собранием уже созданных ресурсов.
Естественно, что в классе всегда есть дети с различными способностями и уровнем подготовки, с разными возможностями воспринимать материал. Поэтому используя СПО GeoGebra на уроках, можно обеспечить необходимое количество наглядного материала. Сделать это совсем просто, если появляется необходимость изменить материал, в зависимости от восприятия учащимися материала, это можно сделать прямо на уроке, как самому учителю, так и учащимся. Для уроков математики и геометрии можно построить чертежи любой степени сложности. На уроках алгебры можно легко составлять графики функций, подбирая необходимые параметры, менять их в зависимости от условия задачи. Примечательная особенность в GeoGebra - двойное представление объектов: каждое выражение в окне алгебры соответствует объекту в окне геометрии и наоборот.
Привожу небольшую учебно-познавательную задачу, решаемую на уроке геометрии, при помощи программы GeoGebra.
Название задачи: Построение биссектрисы, высоты, медианы треугольника.
Тип задачи: обобщающее-обучающая задача
Учебные дисциплины: геометрия, информатика
7 класс
Текст задачи: Используя возможности программы GeoGebra построить и доказать, что отрезок BD является биссектрисой, медианой, высотой
Основные действия учеников на каждом из этапов решения задачи:
1 этап. Осмысление условия
– Осуществить отбор актуальной информации по чертежу.
– Выделить ключевые элементы задачи и их отношения (биссектриса ↔ угол пополам, медиана ↔ середина стороны, высота ↔ перпендикуляр ↔ прямой угол).
– Соотнести известные и неизвестные элементы задачи.
– Распознать известные элементы и их сочетания.
– Зафиксировать условия в виде краткой записи (чертежа).
2 этап. Составление плана решения
Разбить данную задачу на подзадачи и сформулировать их.
3 этап. Осуществление плана решения
Решение 1 подзадачи
Построение медианы. На данном рисунке построена медиана, дать определение, посчитать по клеткам отрезок AD и DC.
Решение 2 подзадачи
Построение высоты. Перемещение точки D таким образом, чтобы угол BDC получился прямым, используя клетки.
Решение 3 подзадачи
– Построение биссектрисы. На данном этапе построить биссектрису можно только примерно, но изменив треугольник на равнобедренный, можно использовать свойство биссектрисы, медианы и высоты проведенной к основанию.
Изучение найденного решения
– Вспомнить все определения и понятия, используемые при решении, предположить какое является самым «простым» (индивидуальная работа и работа в парах, при желании можно озвучить всему классу).
– В качестве дополнительного задания можно предложить, дома используя программу GeoGebra построить данные величины в треугольниках, где один угол прямой, тупой. Проще или сложнее станет от этого задача.
Образовательные результаты (без учета дополнительных вопросов):
1. Предметные:
Геометрия: построение основных характеристик в геометрии, используя клетки.
Информатика: работа с чертежом на компьютере.
2. Метапредметные:
Познавательные учебные действия:
– структурировать информацию и представлять ее в понятной форме;
– строить логические цепочки;
– давать определение понятиям;
– делать выводы и умозаключения.
Коммуникативные учебные действия:
– с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли и подбирать аргументы, доказывающие, что построенный отрезок является искомым.
Регулятивные учебные действия:
– соотносить учебные действия с известным определением;
3. Личностные:
– выстраивать аргументацию;
– проявлять находчивость и активность при решении задачи;
– воспринимать объекты окружающего мира через сравнение и сопоставление величин, их характеризующих.
Представленная схема анализа учебно-познавательной задачи позволяет сделать вывод о том, какими именно действиями овладеют обучающиеся в процессе решения конкретной задачи: познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, а также позволяет учителю объективно спрогнозировать образовательные эффекты в процессе решения данной учебно-познавательной задачи [2].
Список литературы
1. Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 74 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с
3. Концепции стандартов второго поколения для основного общего образования.– http://standart.edu.ru
4. Вахрушева А.А., Д.Д. Данилов Как готовить учителей к введению ФГОС // Начальная школа: плюс до и после. - № 5, 2011, с. 12-15.