Каменева Галина Александровна

к.п.н., методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района

Шарлай Артем Сергеевич

учитель ГБОУ школы № 542 Петродворцового района

Развитие информационных умений учащихся в структуре «Урока здоровья»

 
Развитие информационных технологий, информационная среда во многом определяют состояние здоровья школьников. С одной стороны, они способствуют повышению уровня развития личности, с другой – лишают учащихся необходимой физической активности, создают дополнительную нагрузку на органы зрения, снижают способность формирования долговременной памяти. Информационная среда – направление, по которому осуществляется каждодневное воздействие на обучающихся. К источникам информационного воздействия относятся ТВ, СМИ, Интернет. Как уберечь детей от негативного воздействия информации, научить собирать, обобщать и структурировать знания? 
Среди компонентов здоровьесозидающего урока, таких как личная ориентированность, гигиеническая обоснованность, профилактическая направленность, важная роль принадлежит психологической безопасности обучающихся, т.е. созданию условий для их эффективной самореализации, которая обеспечивает устойчивость и адекватную адаптацию в социальной среде, здоровое мировоззрение. 
Именно информационные умения учащихся лежат в основе их готовности к решению задач различного уровня: принятие решений, системный анализ и планирование, устранение внезапно возникшей проблемы. Это такие умения как: читать и ставить цели чтения; выделять главную мысль; составлять план текста, тезисы, конспект; работать с учебником, со справочной литературой, с таблицами; пополнять знания из сети Интернет; конструировать текст, рассказ и т.п.
Информационные умения школьников различаются в соответствии с видами деятельности по работе с информацией.
Поиск и сбор информации – задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет; задания на недостаток информации – определить каких именно данных не хватает и как их получить.
Обработка информации – задания на упорядочивание информации; составление вопросов к тексту; построение диаграмм, схем, графиков, таблиц и других наглядных материалов к тексту; задания по обобщению текста.
Передача информации – подготовка докладов, стендов, программ мероприятий; индивидуальный учебный проект с представлением его результатов; использование математических методов для обработки полученных данных, оформление выводов.
Организация обучения в условиях информационно-коммуникативной среды является приоритетной задачей образовательных учреждений, обеспечивающих включенность школьника в широкий спектр общественных отношений. Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает активное использование средств информационно-коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использования различных способов поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в справочных источниках и в открытом информационном пространстве сети Интернет в соответствии с технологиями учебной деятельности [1]. Т.е. результатом обучения должны стать метапредметные умения школьников.
 
Метапредметные умения
 
 
Одним из аргументов в пользу поддержки развития информационных умений учащихся является расширение доступа к качественному образованию всем учащимся, применение новых педагогических технологий и предоставление большей гибкости с точки зрения выбора учебных программ. Учебный процесс приобретает исследовательский характер, т.к. учащиеся учатся анализировать, делать выводы, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные суждения по рассматриваемой проблеме. Обеспечивается широкая ориентация учащихся в различных предметных областях и мотивация к обучению, более высокими становятся личностные результаты, повышается культура здоровья школьников.
 
Повышение культуры здоровья обучающихся
 
 
Современная информационно-образовательная среда в школе основана на нескольких принципах.
Принцип совместной деятельности. Позволяет коллективно выделять приоритетные направления в получении новых знаний и опыта, а также делить ответственность за будущий результат.
Принцип опоры на опыт участников совместной деятельности. Помогает осмыслять, выявлять и обновлять знания, регенерировать новые идеи.
Принцип свободы в выборе целей, содержания и способов деятельности. Позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут и развивать творческий потенциал каждого ученика.
Развитие информационных умений учащихся дает возможность научить их обобщенным способам действия, которые могут пригодится в любой области знаний. Сегодня трудно представить, какие предметные знания будут востребованы в будущем, поэтому важно научить школьников добывать информацию из самых разных источников, расширять круг используемых информационных источников. Необходимо способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, стимулировать применение знаний из разных предметных областей для решения учебных задач. Результатом целенаправленных действий учителя по формированию информационных умений учащихся должно стать развитие критического мышления и формирование информационной грамотности школьников.
 
Информационная грамотность учащихся
 
 
Литература
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) // Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт]. URL:  https://fgos.ru/ (дата обращения 10.04.2019).
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правов. системы «КонсультантПлюс».
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Развитие информационных умений учащихся в структуре «Урока здоровья»