- Подробности
- Просмотров: 1124
Журавлева Ирина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ № 13 Петродворцового района Санкт-Петербура
"Разучивание стихов посредством мнемотехники"
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»
/ К.Д.Ушинский /
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в современных условиях становится все более актуальным. В работе по заучиванию стихотворений особое место занимает дидактический материал наглядно-иллюстративного характера в форме мнемотаблиц, мнемотехнических дорожек и коллажей. Эта методика основана на особенностях детской памяти, которая носит наглядно-образный характер.
Детская память обладает удивительном свойством – исключительной фотографичностью. Зрительный образ вызывает интерес, а то, что интересно, дети делают с удовольствием. Поэтому предложенный педагогом или придуманный самим ребенком зрительный образ (картинка – символ, обозначающая предмет или действие) не только облегчает запоминание, но и позволяет быстрее вспомнить стихотворение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру, способствуя развитию связной речи, расширению словарного запаса, понятийного аппарата. Одновременно происходит развитие всех психических процессов (восприятия, внимания, мышления, воображения) и развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, кинестетической, фотографической).
Причем дети сами становятся исполнителями сюжета, активными его участниками. Значки – символы, обозначающие опорные слова в стихотворении, и их количество в наглядно-иллюстрационном материале могут изменяться в зависимости от содержания стихотворения.
Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жѐлтое, небо – синее, травка – зелѐная. В старшем дошкольном возрасте детям дают чѐрно-белые мнемотаблицы, которые в дальнейшем дети могут раскрасить (при этом непроизвольно еще раз повторив стихотворение).
Существует несколько способов заучивания стихотворений посредством мнемотехники. При это детям никогда не сообщается, что они сейчас будут заучивать стихотворение наизусть.
Первый способ
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог показывает составленную им мнемотаблицу или коллаж и предлагает детям рассмотреть ее и рассказать, что здесь нарисовано.
2. Педагог сообщает, что в этой картинке спряталось стихотворение и выразительно читает его.
3. Затем читает стихотворение еще раз уже с опорой на наглядный материал.
4. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям понять основную мысль.
5. Выясняется «Какое слово спряталось за картинкой?», т.е. идет «раскодирование» информации.
6. Педагог выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
7. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на значки-символы. Затем дети повторяют ее также с опорой на изображение.
8. Ребенок рассказывает стихотворение полностью с опорой на наглядный материал.
Например, стихотворение Б.Заходера «Кискино горе»:
Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Педагог предлагает схематически зарисовать его следующим образом:
Плачущая киска, коридор,
большой круг (закодировано слово «большое»), плачущая киска,
злое лицо, схематическое изображение людей, перечеркнутые деньги («бедной»), киска,
перечеркнутые сосиски.
Второй способ
Этапы работы над стихотворением:
1. Воспитатель выразительно читает стихотворение.
2. Предлагает придумать, как можно нарисовать это стихотворение.
3. Стихотворение «кодируется» построчно с помощью значков-символов, причем дети сами предлагают, как можно нарисовать-закодировать слова или словосочетания, объясняют, почему они предлагают такой рисунок-значок. Воспитатель зарисовывает. Непонятные слова объясняются на данном этапе.
4. Строчка закодирована, и педагог предлагает проверить, все ли слова правильно зарисованы. Строчка читается еще раз с опорой на рисунок.
5. Таким образом кодируется и проверяется каждая строчка стихотворения.
6. Воспитатель выразительно читает все стихотворение с опорой на наглядный материал.
7. Стихотворение читают дети с опорой на наглядный материал.
Третий способ
Заучивание стихотворения с помощью опоры на иллюстрации художников к данному стихотворению. Им можно воспользоваться только в том случае, если иллюстрация полностью соответствует тексту стихотворения.
Этапы заучивания (на примере иллюстрации Ю.Васнецова к стихотворению «Зима»):
1. Воспитатель показывает иллюстрацию к стихотворению «Зима» из книги Ю. Васнецова «Шутки прибаутки».
2. Предлагает детям, глядя на картинку, ответить на вопросы, последовательность которых определяется текстом стихотворения (стихотворение на данном этапе не читается):
- Какое время года изображено на картинке? (Зима).
- Что это? (Дом). Такой дом называется изба.
- Где стоит этот дом? (В лесу).
- А вы знаете, кто живет в этом доме? (Зима).
- Посмотрите, как красиво украшена изба. Узоры как будто вырезаны. Такое украшение называется резьба (просит повторить слово). Изба украшена резьбой со всех сторон.
- А что нарисовано перед избой? (Столбы).
- Из какого материала бывают столбы? (Ответы детей). А эти столбы волшебные – хрустальные. (Объясняется значение этого слова).
- Для чего были врыты эти столбы?
- Они были волшебными, потому что сторожили избу. Когда пробегали волки – они звенели, предупреждали об опасности. Далее воспитатель продолжает задавать вопросы точно по тексту стихотворения.
3. После того, как дети ответили на все вопросы, воспитатель сообщает, что в этом рисунке было спрятано стихотворение.
4. Выразительно читает стихотворение с опорой на иллюстрацию.
5. Просит рассказать стихотворение отдельных детей.
6. Хоровое рассказывание стихотворения.
У зимы в лесу изба.
На все стороны резьба.
Два столба хрустальных врыты,
Сторожить приставлены.
Ледяные окна скрыты ледяными ставнями.
На шесте на ледяном ходит ворон ходуном.
Четвертый способ
Заучивание на примере стихотворения Э. Успенского «Память» При заучивании этого стихотворения используют семь отдельных карточек. На каждой изображен только один значок – символ ключевого слова: мальчик, лошадь, собака, ошейник, старушка, кактус, окно.
Педагог читает стихотворение, выставляя при этом картинки:
Ехал Ваня на коне. Вел собачку на ремне.
А старушка в это время мыла кактус на окне.
Я не зря себя хвалю всем и всюду говорю,
Что любое предложенье прямо с ходу повторю.
- Повтори.
И вот при повторении карточки меняются местами на усмотрение повторяющего:
Ехал кактус на окне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
При помощи таких картинок разучивание стихотворения происходит весело и легко. Ребенок, подбирая очередную карточку – символ, моделирует текст, при этом как бы сам становится соавтором поэта, придумывая прямо сейчас стихотворение. Детям это невероятно нравится, а заучивание стихотворения превращается в увлекательную и веселую игру.
Для закрепления материала можно изготовить с детьми альбом «подсказок» стихотворений, который они могут использовать в самостоятельной деятельности, повторяя стихи. Это сброшюрованные рисунки – коллажи или мнемотаблицы выученных стихотворений. Текст стихотворения размещается на обороте изображения (для контроля). Повторение стихов детьми индивидуально позволяет сохранить самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности.
В свободной самостоятельной деятельности детям очень нравится использовать альбом при игре в детский сад или школу. Второй экземпляр такого альбома выставляется в раздевалку для родителей. Ребята с удовольствием рассказывают им, какие стихи «спрятались» в картинках. Родители берут домой копии из этого альбома, или дети сами рисуют стихотворение, а потом раскрашивают нарисованное, таким образом еще раз вспоминая текст.
С помощью наглядно-иллюстративного материала мне удалось достичь следующих результатов:
- у детей появилось желание заучивать стихи;
- значительно сократилось время заучивания;
- активизировался словарный запас воспитанников;
- дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией;
- у воспитанников активизировались психические процессы: помять, внимание, мышление, воображение, восприятие.