- Подробности
- Просмотров: 3072
Зыкова Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416
Формирование универсальных учебных действий
при работе с текстами научного стиля
- Как связано заглавие текста с изучаемой ними темой?
- Выскажите свои предположения о его содержании.
- Что нужно знать, повторить, чтобы понять этот текст?
- Прочитайте эпиграф. Подумайте, как он может быть связан с текстом.
Виды заданий по анализу текста |
Формируемые УУД |
Ответьте на вопросы по тексту. Сделайте выписки из текста на заданную тему. Задайте к тексту вопросы разного уровня сложности (простые, оценочные, уточняющие, практические, творческие, интерпретации; что…? как…? почему…? и т.д.) Выделите известную вам ранее информацию в тексте. Выделите неизвестную вам ранее информацию в тексте. На какие вопросы вы не нашли ответы в тексте. Сформулируйте главную мысль текста. Составьте план статьи. Выпишите ключевые слова. Выпишите незнакомые слова. Выпишите тезисы. Выпишите термины. Составьте словарь терминов, использованных в тексте. Сформулируйте понятия, не данные автором текста. |
Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели; структуирование знаний; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов; определение основной и второстепенной информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
|
Назовите существенные признаки понятий, предметов. Найдите основания, на основе которых можно сопоставить понятия. Сопоставьте разные точки зрения, представленные в тексте. Подберите свои примеры для иллюстрации понятий, о которых говорится в тексте. Составьте таблицу. Составьте схему. Разработайте алгоритм применения правила. Создайте инструкцию по применению. Дайте рецензию на статью. Составьте свой вариант параграфа, используя дополнительную литературу. Напишите реферат. Составьте аннотацию на научно-популярную книгу. |
Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Сопоставьте ваши первоначальные представления о тексте и фактические. Что нового, интересного, полезного узнали из текста? Где можно применить эти знания? На какие вопросы вы не нашли ответы в тексте. Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели найти ответы в дополнительной литературе? |
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
|
Дайте развернутый монологический ответ по заявленной теме. Подготовьте доклад. Дайте рецензию на ответ ученика.
|
Коммуникативные УУД: постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
- Общее впечатление от ответа (удовлетворил ли ваши ожидания, что было особенно интересным и т.д.).
- Соответствует ли ответ выбранной теме, не было ли отступлений от темы, ясно ли выражена идея ответа?
- Соблюдалась ли логика, последовательность в изложении материала?
- Все ли суждения аргументированы; какие доказательства использованы?
- Был ли ответ полным? Были ли фактические ошибки, неверные положения?
- Было ли выражено отношение ответчика к тому, о чем он рассказывал?
- Соответствовало ли сообщение выбранному стилю речи (художественному, научному, публицистическому…)?
- Был ли сделан вывод по ответу?