Зыкова Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 416

Формирование универсальных учебных действий
при работе с текстами научного стиля

Современный ребенок живёт в мире избыточной информации. Разобраться в этом информационном потоке, научиться находить и отбирать важные для себя сведения, обрабатывать их в соответствии с целями обучения, классифицировать, систематизировать, преобразовывать – важнейшие задачи, которые необходимо решать в процессе реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта. Один из эффективных способов решения этих задач – овладение обучающимися  универсальными учебными действиями (далее  УУД),  направленными на понимание текста.
На уроках школьники чаще всего встречаются с научно-учебными текстами: объяснением учителя, учебником, словарем, справочником, энциклопедией и другими видами научно-популярной литературы. Организация работы с учебным текстом – один из эффективнейших деятельностных методов, позволяющих детям самостоятельно или коллективно (при работе в парах, группах) обучаться. Этот прием позволяет перевести школьника из объекта обучения (что присуще традиционной системе образования) в субъекта, самостоятельно осуществляющего процесс образования в соответствии со своими целями, интересами, способностями. 
Наш опыт практической работы с детьми показывает, что уровень понимания  ими  текстов низок. Поэтому стоит начать с обучения чтению научных текстов. Этой цели может послужить следующая памятка.
Как читать текст учебника.
1. Перед чтением текста всегда ставьте четкую цель.
2. Во время чтения не отвлекайтесь, полностью сосредоточившись на тексте.
3. Постарайтесь понять структуру текста, определите границы вступления, основной части с тезисами и аргументами, заключения.
4. Постарайтесь сразу уловить смысл всего текста.
5. Во время первого чтения не возвращайтесь взглядом к уже прочитанному тексту. Если вам приходится это делать, значит, вы недостаточно сосредоточены на нем. 
6. Меняйте скорость во время чтения: фрагменты статьи, содержащие главную информацию, читайте медленно, примеры, второстепенную информацию – быстрее.
7. Подчеркивайте наиболее важные части текста. 
8. Во время чтения не водите пальцем или карандашом по строке.
9. Читайте молча, не проговаривая вслух или про себя. 
10. Постарайтесь представить то, о чем вы читаете. 
Систематическое следование этим правилам позволит ученикам со временем достичь высокого уровня техники чтения научного текста.
Прежде чем перейти к чтению статьи учебника, следует осмыслить заголовок, выдвинуть гипотезы о содержании текста. Данный вид работы позволяет формировать такие регулятивные УУД, как планирование, прогнозирование. Задания могут быть следующие:
  • Как связано заглавие текста с изучаемой ними темой?
  • Выскажите свои предположения о его содержании.
  • Что нужно знать, повторить, чтобы понять этот текст?
  • Прочитайте эпиграф. Подумайте, как он может быть связан с текстом.
Любая работа с текстом должна быть осмысленной. Часто педагоги предлагают детям просто прочитать текст, не сформулировав конкретного задания. Такое чтение, при котором ученик не осознает конкретной цели своей работы, неэффективно. Поэтому перед любым чтением должно быть дано конкретное задание. 
Проанализируем виды заданий по анализу текста и формируемые при этом УУД. Результаты проведенного анализа представлены в таблице.
 

Виды заданий по анализу текста

Формируемые УУД

Ответьте на вопросы по тексту.

Сделайте выписки из текста на заданную тему.

Задайте к тексту вопросы разного уровня сложности (простые, оценочные, уточняющие, практические, творческие, интерпретации; что…? как…? почему…? и т.д.)

Выделите известную вам ранее информацию в тексте.

Выделите неизвестную вам ранее информацию в тексте.

На какие вопросы вы не нашли ответы в тексте.

Сформулируйте главную мысль текста.

Составьте план статьи.

Выпишите ключевые слова.

Выпишите незнакомые слова.

Выпишите тезисы.

Выпишите термины.

Составьте словарь терминов, использованных в тексте.

Сформулируйте понятия, не данные автором текста.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от цели;

структуирование знаний;

извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

определение основной и второстепенной информации;

осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 

 

 

 

 

Назовите существенные признаки понятий, предметов.

Найдите основания, на основе которых можно сопоставить понятия.

Сопоставьте разные точки зрения, представленные в тексте.

Подберите свои примеры для иллюстрации понятий, о которых говорится в тексте.

Составьте таблицу.

Составьте схему.

Разработайте алгоритм применения правила.

Создайте инструкцию по применению.

Дайте рецензию на статью.

Составьте свой вариант параграфа, используя дополнительную литературу.

Напишите реферат.

Составьте аннотацию на научно-популярную книгу.

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков; синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

 

Сопоставьте ваши первоначальные представления о тексте и фактические.

Что нового, интересного, полезного узнали из текста?

Где можно применить эти знания?

На какие вопросы вы не нашли ответы в тексте.

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели найти ответы в дополнительной литературе?

Регулятивные УУД:

прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

 

 

 

Дайте развернутый     монологический ответ по заявленной теме.

Подготовьте доклад.

Дайте рецензию на ответ ученика.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

 
 
Полноту и глубину высказываний учащихся на основе текста учебника можно оценить с помощью рецензий на ответ или работу. Предлагаем памятку по рецензированию ответа. 
Для начальных и 5-6 классов можно использовать упрощенный план рецензии – «правило четырех П»: «Был ли ответ правильным, последовательным, полным, с примерами?».
С 7 класса можно учить давать более глубокую рецензию:
  • Общее впечатление от ответа (удовлетворил ли ваши ожидания, что было особенно интересным и т.д.).
  • Соответствует ли ответ выбранной теме, не было ли отступлений от темы, ясно ли  выражена идея ответа?
  • Соблюдалась ли логика, последовательность в изложении материала?
  • Все ли суждения аргументированы; какие доказательства использованы?
  • Был ли ответ полным? Были ли фактические ошибки, неверные положения?
  • Было ли выражено отношение ответчика к тому, о чем он рассказывал?
  • Соответствовало ли сообщение выбранному стилю речи (художественному, научному, публицистическому…)?
  • Был ли сделан вывод по ответу?
Систематическая деятельность по обучению приемам работы с научными текстами позволяет развивать мышление, речь и интеллектуальные навыки обучающихся, формирует универсальные учебные действия, которые позволят им самостоятельно и успешно овладевать новыми знаниями на протяжении всей будущей жизни. 
 
Литература
1. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. -  М.: Просвещение, 2011.
3. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
4. Суворова Е.П., Воюшина М.П., Купирова Е.А. Формирование интеллектуально-речевой и читательской культуры школьников:междисциплинарный подход: Научно-методическое пособие. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008.
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Работа с текстами научного стиля