Каменева Галина Александровна,

учитель музыки, МХК ГБОУ школы № 542 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Пути оптимизации учебного процесса в школе с низкими образовательными результатами»

За последнее десятилетие в России было проведено множество исследований, направленных на улучшение учебных результатов, в том числе международных сравнительных исследований качества образования PISA и TIMMS. Был сделан вывод о том, что неравенство в области «качества образования» проявляется преимущественно в дифференциации школ по социальному составу, ресурсной обеспеченности и качеству образовательных результатов, и в меньшей степени – в различиях в качестве образования на индивидуальном уровне.

Авторы исследований выделили 3 три типа российских школ: общеобразовательные учреждения, стабильно демонстрирующие высокие результаты, школы с низкими показателями и учебные заведения, занимающие среднее положение между первыми двумя группами. Как правило, школы с высокими образовательными результатами имеют благоприятный социальный контекст и достаточные человеческие и финансовые ресурсы. Уточняется, что это преимущественно городские учреждения, большая часть которых до введения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. находилась в статусе лицеев и гимназий. Контингент школ с низкими образовательными показателями составляют в основном обучающиеся из неблагополучных семей; в этих учебных заведениях меньше ресурсов, и к ним относятся как городские, так и сельские образовательные организации.

Наиболее значимая зависимость была установлена между успеваемостью и социально-экономическими характеристиками учеников. Наблюдения, сделанные в ходе мониторинга экономики образования, также показали, что существует обратная линейная зависимость между ростом показателей социального неблагополучия школьного контингента и средними баллами, полученными учениками на ЕГЭ, и прямая зависимость – между ростом этих показателей и числом школьников, не достигших базового уровня
математических компетенций.
Таким образом, данные исследований говорят о заметной дифференциации школ и выделяют образовательные организации, неспособные выполнять функции социального лифта. Не секрет, что для России характерны существенные различия в качестве образования, которое обеспечивают ученикам элитные образовательные учреждения (прежде всего, лицеи и гимназии) и массовые общеобразовательные школы. По результатам ЕГЭ выпускники гимназий и лицеев зачастую оказываются успешнее тех, кто закончил школы с углубленным изучением отдельных предметов и выпускников общеобразовательных школ. Кроме того, выпускники общеобразовательных школ демонстрируют значительно меньшую образовательную активность и сдают меньше экзаменов по выбору, то есть оказываются значительно менее ориентированными на получение высшего образования, чем учащиеся школ с более высоким статусом.
Для того, чтобы наметить пути преодоления этих различий, необходимо подчеркнуть следующее. Во-первых, школьное обучение имеет множество результатов: эмоциональное и физическое развитие, формирование чувства социальной принадлежности, уважения к окружающим, гражданственности, интереса к учению. Вовторых, инновации, внедряемые на самом высоком уровне, могут отличаться от результатов, достигаемых учителями в обычных условиях.
Как правильно учить, знают все. Во многих странах проходят многочисленные реформы образования: внедряются новые программы, методы оценивания, программы повышения квалификации, пересматривается качество педагогического образования, создаются новые модели управления. Существует множество исследований, подтверждающих эффективность конкретных методов и инноваций. Мы располагаем богатой научной базой, но ею редко пользуются учителя, и она редко ведет к переменам,
влияющим на качество преподавания.
Между тем, практика обучения за последние 100 лет изменилась не значительно. Мы по-прежнему производим формирование групп учащихся по возрасту, помещаем их в автономный класс с одним учителем и делим области знаний на отдельные учебные предметы. Все это позволяет учителям исполнять свои обязанности предсказуемым образом, справляться с ежедневными задачами так, как от них ожидают, обеспечивать максимальную стабильность тем, кто имеет дело со школой. А обучающиеся в этой системе должны нести ответственность за свою учебу, в то время, как некоторые дети в недостаточной степени хотят учиться, следовательно, результаты обучения таких детей оставляют желать лучшего.
Эффективность школьного обучения для каждого участника образовательного процесса раскрывается по-своему. Психологические причины учебной успешности учащегося следующие:
– способности ученика (достижения, мотивация, самооценка, готовность упорно добиваться своей цели обучения);
– инструкции (качество преподавания);
– психологический климат (атмосфера в классе, обстановка в семье, отношения со сверстниками вне школы, минимальное воздействие во время досуга СМИ – интернет, ТВ).
Хорошим учителем считается тот, кто:
– четко формулирует учебные задания;
– организовывает активную работу в классе;
– проводит проверку знаний;
– обеспечивает обратную связь.
Объединяющим фактором в этих характеристиках выступает то, что участники обучения – это активные, неравнодушные и увлеченные люди. Учителя, смотрящие на учебу глазами учеников и ученики, видящие в работе учителя ключ к своему непрерывному учению. Когда ученики смотрят на свою учебу с точки зрения учителя, осуществляется саморегуляция образовательной деятельности: самоконтроль, самоанализ, самообучение. Безопасная для ученика образовательная среда характеризуется принятием и поощрением ошибок в связи с тем, что учащийся многое узнает благодаря им и обратной связи, которая устанавливается, когда он идет в неверном направлении или движется правильным путем, но недостаточно быстро.
Задача научить и научиться решается только тогда, когда затрагиваются три аспекта: идей, мышления, конструирования знаний. Это позволяет соединить теорию с наблюдениями; наблюдения – с личностными и культурными убеждениями; а эти убеждения – с теорией. Дать образование –значит не только научить человека мыслить, но и научить его вещам, которые необходимо знать. Хороший учитель учит объяснять, критиковать, делать выводы, применять знания на практике. Процесс обучения – это путешествие от идей к пониманию, к созданию нового.
Особую значимость в повышении качества образования приобретает практическая деятельность учащихся. Именно практическая деятельность повышает уровень сознательного контроля, мотивации, что способствует улучшению усвоения понятий. 
Цель осознанной практики учащегося – совершенствование конкретных аспектов деятельности, чтобы ученик понял, как контролировать, самостоятельно регулировать и оценивать свою деятельность, как уменьшить количество ошибок.
К факторам, влияющим на повышение качества образования, относят и дополнительное образование, в рамках которого реализуются программы, направленные на формирование моральных ценностей. Эти программы, как правило, связаны с воспитанием черт личности, правами и обязанностями гражданина, взаимодействием с окружающей средой, моральными ценностями, вопросами нравственности, этики, религии. Программы, направленные на развитие социальных навыков, предназначены для учащихся, чье поведение значительно интернализировано, либо они напротив, сознательно изолируются от общества, замкнуты или ведут себя вызывающе. Цель подобных программ заключается в том, чтобы привить школьникам социальные ценности, обучить самоконтролю и социально приемлемым способам решения проблем. Они заметно влияют на улучшение отношений между детьми и социальное развитие учащихся. У учеников, испытывающих трудности при обучении, социальные навыки развиты хуже, чем у их сверстников, поэтому возникает потребность проводить обучение по подобным программа на постоянной основе. Программы профессиональной ориентации, включающие в себя практическую
деятельность, призваны расширить знания учащегося о профессиях, подготовить его к выбору дальнейшего пути, обучить навыкам поиска работы и методам принятия решений, в том числе умению сочетать во взрослой жизни работу, семью, хобби и общественную деятельность. Доказано, что программы профессиональной ориентации позитивно влияют на учебные результаты школьников.
Исследования показывают, что ребенок вовлечен в учебную деятельность на протяжении примерно 50% учебного времени. В связи с этим многие исследователи утверждают, что средством улучшения академических результатов должно стать повышение продуктивности учебного времени, а не увеличение продолжительности учебного дня или учебного года.
При обучении важно менять виды деятельности, а не просто проводить много времени за занятиями. Для того, чтобы школьники усвоили материал, учитель должен обращаться к нему три-четыре раза на протяжении нескольких дней. Продолжительность времени отдыха зависит от сложности и амбициозности задач: при решении простых задач более высокий эффект имеют непродолжительные паузы, при решении более сложных задач необходим длительный отдых.
Учитывать индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся – значит учитывать, что каждый ученик предпочитает тот или иной стиль способ обучения. Считается, что учебные достижения растут в том случае, если преподавание соответствует предпочитаемому школьником или доминирующему у него индивидуальному стилю познавательной деятельности. Ученики с ярко выраженным индивидуальным стилем познавательной деятельности – слуховом, зрительном, тактильном или кинетическом,
демонстрируют более высокие результаты, чем ученики со смешанным стилем познания или неявно выраженным стилем. Дети лучше успевают, когда им нравится учиться, поэтому условия, в которых они учатся, действительно имеют значение, но решающую роль играет именно удовольствие от учебы, а не условия, в которых она проходит.
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Пути оптимизации учебного процесса в школе с низкими образовательными результатами