- Подробности
- Просмотров: 497
Миронова Римма Николаевна,
учитель ОБЖ ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность в области экономного и эффективного использования энергоресурсов
Школьная проектная деятельность по учебному предмету ОБЖ в области экономного и эффективного использования энергоресурсов осуществляется посредством создания трех видов проектов: монопредметные, межпредметные и надпредметные проекты [1].
Монопредметные проекты создаются в рамках учебной классно-урочной деятельности предмета ОБЖ. Например, в процессе урока по теме «Энергосбережение» учащимся предлагается разработать проект буклета по правильному использованию таких энергоресурсов как электроэнергия, вода и тепло используя компьютер и интернет.
Межпредметные проекты предполагают использование знаний не только по предмету ОБЖ, но и по химии, биологии, физике и др. учебным предметам. Данные проекты создаются в качестве дополнения к урочной деятельности. Например, создание индивидуальных исследовательских проектов по темам: «Способы очистки природных и сточных вод в Санкт-Петербурге», «Энергетический аудит дома и в школе» и др.
Надпредметные проекты выходят за рамки учебных предметов и носят исследовательский характер. Например, работа над школьным проектом по экономии и эффективному использованию энергоресурсов позволяет вовлечь в данный вид деятельности весь коллектив школы: администрацию, органы школьного самоуправления, учащихся и их родителей. Реализация школьного проекта по экономии и эффективному использованию электроэнергии, воды и тепла осуществляется поэтапно. Первый этап носит подготовительный характер. Он предполагает создание энергетического совета школы, формирование школьной инспекции и разработки плана их деятельности. Второй этап является основным. На данном этапе проводится пропаганда эффективного использования энергоресурсов посредством создания плакатов, проведения анкетирования и мониторинга. Выявляются причины утечек воды, тепла и электроэнергии, разрабатываются и проводятся общешкольные мероприятия, направленные на их устранение. Ежедневно осуществляются рейды школьной энергетической инспекцией, а также распространяется информация о результатах энергосбережения. Третий этап является заключительным. На данном этапе подводятся итоги деятельности проекта, проводится самооценка.
Проектная деятельность как урочная, так и внеурочная всегда является эффективным методом обучения учащихся в области «Энергосбережения», т.к. направлена на решение конкретной проблемы ‒ потребительское отношение и расточительное использование энергоресурсов: электроэнергии, воды и тепла. Результат проектной деятельности можно заранее запланировать и сделать легко измеримым: использовать меньше энергии в данный момент времени, чем делали раньше, без ее пустой траты. Данная проектная деятельность может осуществляться индивидуально, в группах парного состава и как классный коллективный проект.
Образовательная деятельность по созданию проекта предусматривает активное сотрудничество педагога и учащихся. Педагог должен мотивировать учащихся на практические действия по энергосбережению в повседневной жизни. Но эта задача будет практически неосуществимой, если учитель сам неправильно использует электроэнергию, воду и тепло и допускает их пустую трату. Для педагога очень важно применять на практике принцип: «Будь, делай, говори». Вдохновить других можно только собственным примером. Это подобно тому, если учитель математики сам не решая задачи, будет пытаться научить учащихся решать их. В ходе исследования данной проблемы используется метод самоанализа своих действий по отношению к применению энергоресурсов. Поэтому рекомендуется проводить анкетирование и социальные опросы учащихся в области энергосбережения. Анкетирование позволяет выявить причины расточительного использования таких энергоресурсов как электроэнергия, вода и тепло, а так же разработать план своих действий по изменению данной ситуации. Проектная деятельность всегда связана с планированием и разработкой этапов своей деятельности для достижения результата. Очень важно, чтобы данная проблема была лично значимой для автора проекта, тогда она будет мотивировать его на поиски ее решения.
В процессе проектной деятельности создается проектный продукт. Это может быть брошюра, буклет, плакаты по энергосбережению и др. Так же учащиеся могут сделать презентации, которые будут отражать не только проблемы связанные с повышенными расходами энергоресурсов, но прежде всего, будут учить детей правильному их использованию. Данные работы учащихся направлены на пропаганду энергосбережения и могут быть использованы не только на уроках ОБЖ, но и во внеурочной и внеклассной деятельности. Например, дети могут показать презентацию на тему: «Способы энергосбережения» на классном часе. Данная тема имеет практическую направленность, т.к. поднимает такие вопросы как поиск способов уменьшения нагрузки на электросеть, использование энергосберегающих ламп и полупроводниковых диодов, замена однофазных электросчетчиков на двухфазные. Учащиеся в своей работе так же могут отразить такие вопросы как использование в своих домах и квартирах бытовой техники, которая имеет низкий режим энергопотребления. Осуществление энергетического аудита позволит сформировать привычку у детей и взрослых не только экономить энергоресурсы, но и правильно их использовать. Таким образом, проектная деятельность в области экономного и эффективного использования энергоресурсов вносит огромный вклад в сохранение нашей планеты, а так же помогает сформировать бережное отношение к природным ресурсам.
Информационные источники
1.Сайт: Виды школьных проектов по ФГОС./ ksu10.mskobr.ru