Юрьева Наталья Владимировна,

методист ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Проектная деятельность на уроках ОБЖ»

Статья адресована учителям ОБЖ и поможет достичь цели проектного обучения − создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
 
Единственный путь, ведущий к знанию, − это деятельность.
 
/Бернард Шоу/
 
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» прежде всего предназначен для формирования практических компетенций в защите от реальных опасностей, а также для формирования социальных качеств учащегося, осознающего себя личностью социально активной, уважающей законы Российской Федерации и правопорядок, готовой выполнять свои обязанности перед обществом и государством от внешних и внутренних угроз.
По современным требованиям ФГОС необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач [1].
Проектная деятельность по предмету ОБЖ помогает учащимся самостоятельно принимать решения о действии, анализировать и моделировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы и брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, планировать действия и структурировать их во времени, строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности [3].
Существует множество проектов, в зависимости от темы, цели, количества участников. Рассмотрим итоговый индивидуальный проект, как показатель достижения метапредметных результатов по предмету ОБЖ. Программа подготовки проекта должна включать требования по следующим разделам:
организация проектной деятельности;
содержание и направленность проекта;
защита проекта;
критерии оценки проектной деятельности.
На этапе зарождении идеи проекта формируется группа исполнителей, обсуждается и уточняется замысел, формулируется цель его разработки, обсуждаются способы и средства достижения поставленной цели, намечаются сроки реализации идеи.
 
Для итогового шага – предъявления результата – необходимо осознание полученных данных, соотнесение их с исходной целью, обсуждение способов оформления конечного продукта. Результат проектной деятельности может предъявляться в виде таблицы на плакате или презентации с использованием фото- и видеоматериалов.
Пример проекта по ОБЖ для учащихся 8-х классов. Проект выполняется по теме «Личная безопасность в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут возникнуть в месте проживания учащихся, а также способность учащихся находить правильный алгоритм действий до и во время названной ситуации.
Учащимся предлагается уточнить у взрослых информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые могут произойти в местах их проживания, кратко сформулировать их основные характеристики, проанализировать случаи чрезвычайных ситуаций техногенного характера прошлых лет, разработать план своих действий по сохранению личной безопасности и жизни. Результаты проектной деятельности оформляются в виде плаката или презентации. При выполнении проекта можно использовать пройденный материал, Интернет и другие источники информации.
Примерное оформление результатов:
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее часто встречающиеся в регионе Основные признаки чрезвычайных ситуаций техногенного характера Алгоритм действий в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера
 

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее часто встречающиеся в регионе

Основные признаки чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Алгоритм действий в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

1. Пожары.

1.

2.

3.

 

2. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

1.

2.

3.

 

3. Обрушение зданий.

1.

2.

3.

 

4. Аварии с выбросом АХОВ.

1.

2.

3.

 

 
Этот проект целесообразно предлагать хорошо подготовленным учащимся 8 класс во втором полугодии. При выполнении проекта требуется мониторинг со стороны преподавателя.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты, в обязательном проекте включается:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием: а). исходного замысла, цели и назначения проекта; б). краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в). списка использованных источников;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а). инициативности и самостоятельности; б). ответственности; в). исполнительской дисциплины [4].
При организации деятельности учащихся по данной теме возможны варианты. Можно, например, предложить работать трем-четырем разным группам, каждая из которых будет изучать и анализировать только одну чрезвычайную ситуацию техногенного характера. Или можно обойтись без итогового обобщения, ограничившись исследованием, проведенным на базе конкретных примеров.
Результатом выполнения исследовательского проекта является новое знание, которое может расширить возможности при самостоятельной разработке правил личной безопасности в конкретной ситуации.
Защита проекта может осуществляться в разных формах. Предпочтительней на школьной конференции по ОБЖ, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности [2].
Находить темы для проектов можно и в жизни школы, и непосредственно в том, что интересует и волнует учащихся. Темы же для исследовательских проектов учащихся можно найти в учебниках «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений, каждый раз корректируя тему проекта с учетом региональных условий.
Примерные темы для индивидуальных проектных заданий
1. Личная подготовка по соблюдению мер пожарной безопасности в повседневной жизни, в быту.
2. Личное поведение пешехода и пассажира для обеспечения безопасности на дорогах.
3. Правила поведения в быту для повышения личной безопасности при пользования различными бытовыми приборами в повседневной жизни.
4. Правила личного поведения для соблюдения мер безопасного поведения во время активного отдыха на воде.
5. Правила безопасного поведения по обеспечению личной безопасности и сохранения своего здоровья при проживании в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
6. Формирование личных убеждений и духовно-нравственных  позиций по противостоянию идеологии экстремизма и терроризма.
7. Основные направления личного поведения в повседневной жизни, способствующие формированию негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
8. Личная практическая подготовка в формировании умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях.
 
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.
2. М.О. Марченко, В.А. Раичев «Проектный метод в патриотическом воспитании» журнал ОБЖ, М.: Русский журнал, № 6 2010.
3. В.А. Раичев, М.О. Марченко «Проектный метод в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» журнал ОБЖ, М.: Русский журнал, № 10 2010.
4. http://nsportal.ru/user
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Проектная деятельность на уроках ОБЖ