- Подробности
- Просмотров: 709
Виданов Евгений Викторович,
учитель информатики ГБОУ школы № 319 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность как инструмент, обеспечивающий преемственность в развитии ключевых компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС
В современном обществе возрастает потребность в формировании навыков поиска информации, её анализа, обработки, хранения. Каждая возникающая жизненная проблема обладает новизной, поэтому один из возможных способов подготовки школьников к решению новых задач – формирование УУД. Результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными, потому что значительным недостатком российских школьников является отсутствие навыков применения полученных знаний и умений на практике. Развитие основ умения учиться (формирование УУД) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования [1]. В основе ФГОС лежит принцип единства преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. ФГОС обеспечивают преемственность и развитие ступеней обучения от начального общего образования к основному общему образованию. Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий связь между различными ступенями развития, сущность которого состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию (связь, согласованность всех компонентов системы образования). Первая ступень (начальная) формирует те компетентности, которые необходимы для дальнейшего обучения, а вторая (основная школа) – развивает (а не игнорирует) накопленный потенциал [2]. Для работы по реализации преемственности в развитии личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников можно выделить следующие параметры:
- преемственность в целях и содержании обучения и воспитания;
- преемственность в формах и методах образовательной работы;
- педагогических требований и условий воспитания детей.
Информатика не является исключением. В 5-6 классах происходит освоение обучающимися универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями. А уже в 7-9 классах происходит развитие ключевых компетенций, способности использования освоенных межпредметных понятий и УУД в учебной, познавательной и социальной практике. Учащиеся учатся на практике самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Эффективно решить эти задачи позволяет проектная деятельность [3, 4, 5]. Учебная самостоятельность приравнивается к умению учиться. Изучение информационных технологий формирует способность и стремление к творчеству, развивает внимание и наблюдательность, эстетический вкус. Это дает уникальные возможности интересного общения, интегрирования различных знаний, умение выбирать и выстраивать индивидуальную траекторию своей деятельности. Творческая проектная деятельность школьников на уроках и внеурочной деятельности способствует овладению практическими умениями, формирует технологическую и развивает творческую смекалку. Создание и защита творческих проектов способствует формированию самостоятельности и коммуникативных способностей школьников, а также развивает умение аргументировано презентовать свой проект. Проектная деятельность выводит ученика за границы урока, учебника, представляет решаемую задачу с позиций различных дисциплин, повышает мотивацию и дает возможность найти оригинальные решения в любой области жизнедеятельности [6, 7]. Метод проектов я использую во внеурочной деятельности. Он включает в себя несколько этапов.
Формулировка цели (разработка проектного задания).
Я предлагаю выбрать значимую для ребенка тему работы самостоятельно. Кто-то легко выбирает, кто-то долго мучается с выбором темы, поэтому всегда необходимо иметь ряд актуальных тем. Дети выбирают наиболее интересную для себя тему, работают с ней, ощущая весь вкус творчества, используя полученные ранее знания и знания новые, которые приобретаются в процессе создания проекта. В этот момент мы начинаем подробно определять объект исследования, выявлять предмет исследования, ребята формулируют гипотезы о предполагаемых результатах работы или исследований и выбирают пути их достижения. Затем определяем направления работы, ставим текущие и перспективные задачи.
Планирование работы.
На втором этапе работа может строиться либо индивидуально, либо коллективно. Например, на внеклассных занятиях или на занятиях внеурочной деятельности организовываю разновозрастные группы. Постепенно в группах происходит деление, распределяются обязанности, обсуждаются дальнейшие действия, выделяются лидеры, вокруг которых образовываются рабочие подгруппы. Учитель играет в этот момент ключевую роль, решает педагогические задачи становления личности, организует и координирует работу творческих коллективов. Этот этап важен для формирования самостоятельности школьников в целеполагании и планировании.
Реализация проекта.
Осуществляется работа над поставленной задачей, в ходе которой происходит взаимодействие, взаимопомощь между учениками, а учитель поощряет и координирует индивидуальный поиск нужной информации, помогает по мере востребованности и вводит в арсенал новые знания, организуя практическую деятельность. Каждая шаговая задача должна приводить к понятному для учеников результату в ясной связи с целью всего проекта. Происходит сбор, анализ и обобщение необходимой информации, обсуждение промежуточных результатов, корректировка всей работы. Очень важно учителю сработать так, чтобы ученики не заметили руководства и указаний с его стороны, необходимо чтобы учитель был либо не заметен, либо, в крайнем случае, проявил себя как помощник по работе. Необходимо, чтобы на этом этапе все участники проекта приняли активное участие в оформлении материалов для презентации работы, в подготовке отчета по итогам работы или исследовательской деятельности.
Завершение проекта.
Подводя итоги работы, осуществляется качественная оценка полученного проекта. В любом случае результат будет эффективным, даже если проект будет осуществлен не на 100%. Опыт совместного взаимодействия, творчество учеников, самостоятельность – все это, несомненно, положительные результаты. Представление проекта необходимо в первую очередь для учеников, потому что в ходе демонстрации они сами видят, насколько удачно они поработали, а отметка становится второстепенной по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Не менее весомой для ученика становится оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, креативность, оригинальность, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие). В ходе создания проекта происходит развитие личности. Дети учатся самокритичности, самоанализу и рефлексии. В рамках технологии проектного обучения происходит взаимообмен между мной и учениками, в результате работы детей становятся более качественными и содержательными. Постепенно они включаются в поисковую и исследовательскую деятельность, успешнее работают с информацией, собирают материал из различных источников, проявляют свои творческие способности. Большую часть своей работы они стараются сделать дома. Каждая группа до этапа презентации старается держать свой итоговый проект в секрете.
Примером эффективности метода проектов служит его применение при изучении тем: «Технология создания презентаций» и «Технология создания сайтов».
Практика использования метода проектов подтверждает положительные образовательные эффекты: учащиеся демонстрируют свои проекты на уроках по другим школьным предметам, на конференциях, семинарах, участвуют в очных и заочных конкурсах разного уровня, в том числе: конференции «Информатика – наука 21 века»; фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»; Всероссийском заочном конкурсе «Научный потенциал XXI века»; Всероссийском конкурсе проектов учащихся «Созидание и творчество».
Обучающиеся 9-х и 11-х классов используют презентации для «последней линейки» и вечера вручения аттестатов: пока ученик поднимается на сцену, на экране демонстрируется созданная им презентация, где он – первоклассник, потом в 5 классе, в 9-м, с родителями, с первой учительницей … Ученикам очень нравится работа над авторским проектом – она позволяет в полной мере раскрыть свои способности, рассказать о себе и своих увлечениях, раскрыть произвольную тему в очень увлекательной форме, причем способ подачи материала, его оформление осуществляется учеником самостоятельно. Актуальными являются темы: «Семейный альбом», «Наша школа», «Моя родословная», «Нет наркотикам», «Пропаганда здорового образа жизни», а многие темы предложили сами дети: «Всё о любви», «Мои увлечения», «Проблемы нашего времени», «В мире животных», «Игровая и интернет зависимость», «Интернет ‒ друг или враг?».
Важно отметить, что все эти работы выполнены детьми не с выдающимися способностями, отличниками, а обычными учениками, часто простыми троечниками, от которых на обычном уроке трудно ожидать активности и заинтересованности, а в проектной деятельности эти дети довольно часто становятся лидерами.
Метод проектов открывает широкие возможности для учеников. Создавая свой проект (программу, сайт, блог), школьники невольно задают себе вопрос, где использовать полученные знания, чему еще надо научиться, чтобы реализовать свои способности в современном мире. Навыки и умения планировать, исследовать, анализировать, приводить в порядок полученные данные позволят им решать нестандартные задачи и проявить свои деловые качества в процессе жизнедеятельности. Знания ИКТ очень актуальны в современном информационном обществе. Кроме того важна коммуникативная компетентность учащихся, которая позволяет лояльно выслушивать критику, вести обсуждение, работать в команде. Личностный рост способствует развитию креативности, уверенности в себе. Самое главное, что ребята ощущают себя способными и активными членами общества, которые могут быть полезными для других.
Конечный результат проектов учащихся зависит во многом от профессиональной компетентности учителя [8]. Правильная постановка проблемы и удачно выбранная форма проекта являются гарантией успеха. Учитель должен создать благоприятные условия для детей, ситуацию успеха, увлечь их собственным стремлением к познанию. Важно, чтобы дети ощутили свою самостоятельность и способность решать поставленные перед ними задачи.
Характерно, что проекты детей постепенно становятся более актуальными и значимыми не только для них, но и для окружающих. Дети охотнее раскрываются, делятся своими секретами. Это способствует установлению более дружеских взаимоотношений в классе. Материалы проектов с удовольствием используют классные руководители для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
Самое главное для учителя подготовить себе ученика, у которого сам сможешь учиться.
Литература
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2010. 159 с.: ил.
2. Байбородова Л. В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций, Л. Н.. – Москва: Просвещение, 2013. 175 с. – (Работаем по новым стандартам)
3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. – Москва, АРКТИ, 2006. 163 с.
4. Борисова Л.С. Проектирование как эффективное средство развития и воспитания на уроках английского языка. – Москва: Иностранные языки в школе. 2012. №5 с.28-30.
5. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – Москва: Чистые пруды, 2006. 32 с.
6. Глухарева О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы. Москва: Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 1 с. 17-24.
7. Казачкова М.Б. Проектный метод как средство повышения качества образования. Москва: Исследовательская работа школьников. 2013. №4. - с.115-122.
8. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов. Москва: Дополнительное образование и воспитание. 2007. №3.