- Подробности
-
Просмотров: 28
Никитченко Ирина Евгеньевна,
методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга
Проектирование современного урока в начальной школе: рекомендации для педагогов
Начальная школа для каждого человека – это старт большого путешествия, которое открывает самые разнообразные возможности для личного совершенствования. Багаж, который ученик возьмет с собой из начальной школы, поможет сделать этот долгий и непростой путь интересным и захватывающим.
Каждый учитель надеется на уроке увидеть в глазах учеников искры любопытства, азарт исследователей и силу покорителей вершин знаний. Для этого в современной школе есть все возможности: сейчас учитель – не проводник готового знания, а человек, раскрывающий таланты ребенка, помогающий ученику самостоятельно постигать тайны мира.
Главная цель современного обучения: сделать процесс обучения максимально эффективным, пробуждающим интерес обучающихся к познавательной деятельности, учитывающим индивидуальность каждого ребёнка.
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) привело к значительным изменениям во всех аспектах учебного процесса в начальной школе [1; 2; 3]. Современные уроки строятся на основе деятельностного подхода, активно вовлекающего обучающихся в процесс освоения новых знаний и формирования ключевых умений.
Основы построения эффективного урока в условиях ФГОС НОО [4]:
1. Активность и самостоятельность ребенка: переход от репродуктивной передачи знаний к созданию ситуаций, побуждающих самостоятельно исследовать материал, искать решения задач и формулировать новые идеи.
2. Новые типы уроков (типологизация Л.Г. Петерсон):
-
уроки открытия нового знания: учащиеся погружаются в исследование и экспериментируют, открывая новое знание самостоятельно;
-
уроки рефлексии: на таких занятиях ученики анализируют и оценивают полученные знания, делают выводы о собственном прогрессе;
-
уроки развивающего контроля: контроль осуществляется не столько ради оценки, сколько ради анализа ошибок и определения зон дальнейшего роста;
-
уроки построения системы знаний: закрепляются пройденные материалы и формируются целостные представления.
При постановке нескольких дидактических целей педагог может провести урок комбинированного типа. Многочисленные сочетания дидактических целей определяют разновидности комбинированных уроков.
3. Гибкий образовательный процесс, соответствующий потребностям всех учащихся, – это использование разнообразных методов и форм обучения, способствующих повышению интереса и эффективности восприятия детьми учебного содержания: игровые формы (ролевые игры, викторины); исследовательские проекты (мини-эксперименты, лабораторные задания); групповые обсуждения (обучение в сотрудничестве, мозговой штурм); применение цифровых ресурсов и мультимедийных средств (интерактивные доски, онлайн-тесты, презентации).
Этапы проектирования эффективного урока [4; 5]:
Этап 1. Определение места темы урока в рабочей программе: что было изучено ранее, что будет рассмотрено далее.
Этап 2. Определение цели, задач (способов достижения цели), планируемых результатов урока (предметных, метапредметных, личностных).
Критерий отбора планируемых результатов – «измеряемость» их достижения после проведения урока (необходимо обращаться к рабочей программе по данному учебному предмету).
Этап 3. Определение типа урока исходя из поставленных образовательных задач. Так, урок открытия нового знания нацелен на исследовательскую деятельность, урок рефлексии – на самооценку и осознание собственного прогресса.
Этап 4. Определение содержания учебного материала на каждом этапе урока в зависимости от цели и планируемых результатов. Определить, какие новые знания и умения учащихся будут являться приращением на этом уроке. Подобрать задания для домашней работы; дополнительные дидактические материалы для организации деятельности учащихся на уроке: презентация, материалы электронного приложения, модели, наглядные пособия, видеоролики и т. п.
Этап 5. Подбор эффективных методик и форм обучения в зависимости от поставленных целей и особенностей изучаемого материала.
При проектировании важно выбирать те способы, которые обеспечат максимальную вовлеченность детей (проблемно-поисковые ситуации, эвристический метод, совместная групповая работа, исследовательские задания, проекты, игры), а также обеспечить разнообразие форм взаимодействия между учениками (коллективная работа, обсуждение).
Этап 6. Проектирование урока. Каждый этап должен соответствовать типу урока и целям обучения.
Основная составляющая урока – деятельность учащихся, выражающаяся в актуализации имеющихся знаний, постановке проблемы, решении поставленной задачи и осмыслении полученного опыта (организация рефлексии). По завершении урока важно дать возможность ученикам оценить, чему они научились, как изменилась их точка зрения и что требует дальнейшего изучения.
Этап 7. Рефлексия и самоанализ. Оценка эффективности проведенного урока: критическое осмысление, выявление сильных сторон и недостатков проведённого занятия, определение путей совершенствования профессионального мастерства.
Проектирование современного урока в условиях ФГОС требует от педагога творческого подхода, гибкости мышления и готовности к переменам. Новый формат построения урока позволяет значительно расширить рамки учебного процесса, что позволит современным школьникам подготовиться к жизни в стремительно меняющемся современном мире.
Литература:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
-
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования».
-
Новое качество урока в начальной школе: Алгоритм проектирования / Ю.И. Глаголева, И.В. Казанцева, М.В. Бойкина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 120 с.
-
Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Москва: Педагогический поиск, 2013. – 240 с.