- Подробности
- Просмотров: 367
Зябкина Л.А.,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детского сада № 32 Петродворцового района
Приобщение детей к физической культуре посредством игры в баскетбол
Аннотация: В статье рассматривается важность введения элементов спортивных игр в старшем дошкольном возрасте. Автор рассматривает опыт работы в применении элементов игры в баскетбол как основы при формировании точности движений, крупной и мелкой моторики, сдержанности, самообладания, ответственности, воли и решительности. Автор предлагает описание эффективных форм и игровых приёмов работы с воспитанниками при реализации занятий «Юный баскетболист».
Ключевые слова: баскетбол, двигательная активность, здоровый образ жизни, спортивная игра.
Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности.
Недостаточная двигательная активность в течение дня, загруженность статическими занятиями, неспособность самостоятельно организовывать подвижные игры ведет к малоподвижному образу жизни. А для ребенка такой образ жизни – это нарушение физического и интеллектуального развития, грозящее потерей здоровья. Борьба с гиподинамией в детстве – важное звено в первичной профилактике ожирения, атеросклероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взрослых. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее.
Очевидно значение элементов спортивных игр с мячом для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Ориентируясь на эту мысль, перед нами встал вопрос: какая игра сочетает в себе и повышенный интерес детей, и запросы родителей, и материальное обеспечение дошкольного учреждения, и, наконец, соответствует нашим предпочтениям как инструкторов по физической культуре. Выбор был остановлен на спортивной игре с элементами баскетбола, так как эта игра – своеобразная комплексная гимнастика, соответствующая всем вышеперечисленным требованиям.
Баскетбол оказывает положительное влияние на развитие точности движений, на физическое развитие и работоспособность ребенка, на развитие не только крупных, но и мелких мышц обеих рук, увеличивает подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка, готовящегося к обучению в школе. Баскетбол отличает богатое и разнообразное двигательное содержание, он доступен детям, в него можно играть как в спортивном зале, так и на открытой площадке.
Авторы статьи «Овладение элементами игры в баскетбол детьми дошкольного возраста» отмечают, что игра в баскетбол отличается большей определённостью, чем подвижные игры, имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи [1]. Эти составляющие способствуют развитию тактических умений.
Как заметила Э.Й.Адашкявичене, «в игре с мячом создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку» [2].
Однако, решившись на внедрение элементов игры в баскетбол в занятия по физической культуре, стало понятно, что существует непреодолимая проблема – нехватка времени в рамках занятия. Игра в баскетбол – достаточно сложный вид спорта, и некоторые дети, не справляясь со сложными координационными упражнениями, теряют интерес к играм с мячом. А перед нами всегда стоит задача заинтересовать, обучить и привить любовь к занятиям баскетболом всех детей, а не только физически одаренных.
Сложившаяся ситуация подвела нас к разработке углубленной работы по теме «Юный баскетболист», которая впоследствии вошла в авторскую программу «Детский сад – территория здоровья», а также помогла нам в решении задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [3].
Данная работа рассчитана на детей пяти-семи лет. Она учитывает особенности развития детей данного возраста. После освоения запланированного материала при желании ребята смогут продолжить заниматься в секции по баскетболу, то есть и дальше развивать свои способности, имея первоначальную базу.
Раздел программы «Юный баскетболист» предполагает перспективное планирование и реализацию каждого занятия, которые осуществляются в занимательной игровой форме. Занятия ведутся как индивидуально, так и с группой воспитанников. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей.
К углублённой работе прилагается мониторинг для оценки уровня физической подготовленности ребят.
В конце каждого занятия включается неожиданный игровой момент, который снижает усталость от физической нагрузки и создаёт позитивный настрой.
Работая по этой теме несколько лет, мы поняли, что главная проблема на первоначальном этапе – это боязнь мяча, так как дети ещё не умеют правильно бросать и ловить его. В борьбе с преодолением этого страха нам помогли следующие игры: «Охотник и зайцы», «Охотники и утки», «Вышибалы», «Успей взять первым», «Перестрелка». Особенно детям нравится игра «Карабас – Барабас». Игру «Карабас - Барабас» целесообразно проводить с детьми средней дошкольной группы. Эта игра настолько захватывает ребят, и они так стараются закидать Карабаса мячами, что забывают о своей боязни.
На втором этапе мы работаем над координацией движений и концентрацией внимания. Любимой игрой на внимание стала игра «Прыгуны и ползуны». В ней нужно не только следить за ходом игры, включая максимум внимания, но и ловко выполнять заданные упражнения. На этих этапах в своей работе, кроме баскетбольного мяча, мы активно используем разнообразный спортивный инвентарь для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости, прыгучести, меткости, выносливости.
Хочется отметить, что третий этап самый сложный. При обучении детей игре в баскетбол, даже по упрощенным правилам, тяжело научить их действовать сообща, ради общего блага передавая мяч товарищу по игре. Дошкольникам сложно прочувствовать, что результат будет только тогда, когда все играют в дружном, сплоченном коллективе, умеют слышать и видеть друг друга. Как и в нашей основной работе, на этом этапе нам помогают игры, которые подобраны по принципу «от простого к сложному». Например, в игре «Займи свободный кружок» очень хорошо прослеживается этот принцип. На первом этапе игра проводится с резиновым мячом и без водящего; на втором этапе – также с резиновым мячом, но уже с водящим; на третьем этапе – с баскетбольным мячом и водящим; на четвертом – с двумя баскетбольными мячами и водящим; и в заключении – используются два баскетбольных мяча и привлекаются двое водящих.
Наиболее эмоционально проходят игры с мячом, когда педагог сам становится активным их участником. Замечено, что у детей появляется стремление состязаться друг с другом и с инструктором по физической культуре. Ни для кого не секрет, что эстафеты при проигрыше часто заканчиваются криками, плачем, угрозами в сторону выигравших. А победители посмеиваются и дразнят проигравших. После посещения нескольких занятий «Юный баскетболист» картина начинает меняться: ребята стараются контролировать свои эмоции, пытаются анализировать ситуацию: «Почему проиграли? Что не получилось?», и даже открыто радуются успехам своих товарищей.
Помимо эстафет мы используем и элементы других спортивных игр, которые так же, как и баскетбол, учат работать в паре, в команде.
Результаты мониторинга являются важным фактическим материалом и помогают нам оценить динамику развития уровня физической подготовленности воспитанников. А в начале и конце года посредством анализа результатов диагностики обозначить пробелы в методике обучения и выбрать оптимальные пути и средства решения педагогических задач.
Замечено, что положительная динамика в повышении уровня физической подготовленности чётко прослеживается у детей, регулярно посещающих занятия по баскетболу.
Мы смеем утверждать, что в результате проделанной работы у воспитанников сформировалось осознанное отношение к укреплению своего здоровья через упражнения с мячом посредством игры в баскетбол.
Надеемся, что заданное нами направление найдёт отражение в дальнейшей жизни воспитанников.
Литература:
1. Гаськов А.В., Мендот Э.Э., Мендот И.Э. Овладение элементами игры в баскетбол детьми дошкольного возраста. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ovladenie-elementami-igry-v-basketbol-detmi-doshkolnogo-vozrasta/viewer (Дата обращения: 23.05.2022)
2. Адашкявичене, Э.Й. Баскетбол для дошкольников. – М.: Просвещение: 1983. – 79с.
3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 23.05.2022)