Драчева О.С.,

старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 15 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Применение образовательной Web-Quest технологии
в педагогической практике

Век информатизации влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания.
На современном этапе появились инновационные технологии WEB 2.0. Использование данных технологий позволяют нам нестандартно подойти к процессу обучения, обязательно обращая внимание на индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, организовать учебный процесс более продуктивным, интересным и запоминающимся для детей. Одной из таких технологий является - технология «Web Quest». 
«Web-Quest» технология как понятие возникло сравнительно не так давно. Данное определение впервые было предложено в 1995 году профессором образовательных технологий Берни Доджем.
Понятие «Web-Quest» с точки зрения педагогики – это задание проблемного характера, включающее в себя элементы ролевой игры, для решения которого практикуется применение информационных ресурсов Интернета.
То есть у детей есть какая-то нерешенная задача, проблема, задание которое требует решения. При этом есть персонажи или история, которые сопровождают решение этой задачи.
Сам «Web-Quest» состоит из заданий различных форматов: ребусы, дидактические игры, пазлы и т.д. Позволяет использовать много мультимедийной информации: видео, картинки, фотографии, ссылки на сайты, с которыми дети работают в процессе прохождения квеста.
Особенностью «Web-Questа» как формы организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками является активизация детской любознательности в ненавязчивой, игровой форме, а также формирование познавательной, коммуникативной и творческой активности.
Данная технология рекомендована в работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), поскольку согласно требованиям, СанПиН занятия с использованием электронных систем обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся. 
Стоит обратить внимание: при реализации технологии «Web Quest» можно столкнуться с организационно техническими сложностями,  связанными с отсутствием интернета, ограниченным доступом к компьютеру.
 
Виды Web-Quest
 

Пересказ

 

это демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных интернет-источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа

Компиляция

трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание нового электронного продукта, виртуальной выставки, ленты времени и другое

Загадка, головоломка, детективная или таинственная история

выводы на основе противоречивых фактов

Журналистское расследование

объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

Планирование и проектирование

разработка плана или проекта на основе заданных условий

Творческое задание

творческая работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

Самопознание

любые аспекты исследования личности

Решение спорных проблем

выработка решения по острой проблеме

Убеждение

склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

Аналитическая задача

поиск, анализ и синтез информации.

Оценка

обоснование определенной точки зрения

Научное исследование

изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников

 
Рекомендации по разработке Web-Quest:
  • подберите для web-questа краткое и оригинальное название; 
  • образовательные стандарты прежде всего являются ориентиром при определении цели и задач questа;
  • образовательный web-quest может быть, как краткосрочным, так и длительным;
  • обязательно учитывайте возрастные особенности дошкольников при разработке web-questа;
  • придумайте интересную историю, способствующую началу web-questа; 
  • персонажи web-questа могут быть как выдуманными, так и существующими.  Предоставьте участникам web-questа выбор ролей от лица который нужно проходить игру. Пропишите подробно правила для игроков; 
  • помните, что основное задание несет проблемный характер; 
  • сюжет и продвижение по нему, включает в себя ряд событий в web-questе; 
  • сам сюжет web-questа вместе с основным заданием включает в себя и дополнительные задания проблемного характера;
  • с целью поиска путей в решении заданий web-questа рекомендуем использовать различные подсказки, ориентиры, метки и всплывающие окна; 
  • для решения заданий web-questа подберите разнообразные ресурсы: интернет источники, гугл-карты, виртуальные музеи, образовательные сайты, мультимедиа презентации, видеоролики, электронные гаджеты и др;
  • критерии оценивания выполнения заданий web-questа разрабатываются педагогом исходя из содержания предложенных заданий;
  • рефлексию можно организовать, используя разнообразные приёмы, такие как рефлексивный экран, самооценка работы, «смайлики» и др.
Творческая группа ГБДОУ детского сада №15 Петродворцового района Санкт-Петербурга разработала «Образовательный Web-Quest по правилам дорожного движения «Приключение Мышкиных на дороге» для детей от 5 до 7 лет.
Цель образовательного Web-Questа по правилам дорожного движения «Приключение Мышкиных на дороге»:   формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. 
Вход на сайт осуществляется по ссылке, по которой вы попадаете в меню web questа .В структуру меню входят шесть разделов:
1. Главная
Основная информация, ключевые понятия.
2. О Web Quest
Описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника.
3. Выбрать героя: представлен перечень ролей, от лица которых дети выполняют задания. 
4. Копилочка
На этой странице представлены интерактивные игры и методические материалы для детей и взрослых по правилам дорожного движения.
5. Гостевая книга
В этой рубрике можно оставить отзыв о Web-Queste.
6. Контакты
Необходимая информация о разработчиках.
Web-Quest представляет собой интерактивную историю с главным героем, управляемым персонажем. Ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач. В игре необходимо помочь Игорьку доставить вкусный пирог для любимого дедушки, Анфисе добраться до музыкальной школы, чтобы стать певицей, а потерявшемуся Малышу вернуться домой. Игрок, выбирая одного из персонажей в соответствии своему возрасту (Игорька или Анфису от 6 до 7 лет или Малыша от 5 до 6 лет) начинает свой путь, поочередно выполняя соответствующие задания в ходе игры. 
На странице квеста размещена инструкция к игре. Каждое задание включает в себя два раздела:
Первый раздел «Посмотри и запомни» носит ознакомительный характер и содержит тематические материалы;
Второй раздел включает в себя дидактические материалы, направленные на закрепление изученной темы.
Предложены различные задания и игры, такие как: «Дорожные знаки», «Собери по памяти», «Дорожная викторина», «Распредели правильно», «Выбери действие», «Подбери пару» и многие другие. Ребенок постепенно продвигается к концу игры, где за успешное прохождение его ждет награда. Участие взрослого является необходимым условием. Взрослый является путеводителем для ребенка на протяжении всей игры.
Web-Quest имеет удобную навигацию по сайту. Кнопки навигации дают возможность легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий и при необходимости продолжить игру в следующий раз с того места, где остановился. Функцию разъяснения заданий выполняют специальные символы и звуковые сигналы, подсказывающие ребёнку последовательность и правильность действий. Изображение практических материалов достаточно крупное, обобщённое, без мелких и отвлекающих деталей. 
В середине Web-Quest отображается «всплывающее окно», в котором предлагается немного отдохнуть.
Создавать виртуальные квесты так же увлекательно, как и их проходить.
 
При создании образовательного Web-Quest «Приключение Мышкиных на дороге» по правилам дорожного движения были использованы дополнительные веб сервисы:
  • конструктор сайтов Wix.com для создания платформы квеста;
  • видео-хостинг YouTube для поиска обучающих видеороликов;
  • jigsow Planet для создания виртуальных пазлов;
  • приложение learningapps.org для разработки интерактивных развивающих игр по принципу: найди пару, классификация, хронологическая линейка, простой порядок, сортировка картинок и т.д.;
  • google Forms для получения обратной связи от родителей воспитанников;
  • google диск для размещения и поддержки доступа к файлам (возможность скачать награду за прохождения квеста).
Применение технологии «Web-Quest» предоставило возможность: 
Для воспитанников:
  • формировать устойчивые навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте, самообучения, самоконтроля.

Для педагогов:

  • осваивать новые формы организации образовательной деятельности;
  • индивидуализации образовательного процесса;
  • применять современные технологии в педагогической практике, в том числе и цифровые, направленные на развитие и реализацию инновационных идей.

 Для родителей:

  • общения родителей со своим ребенком;
  • освоение новых познавательно-игровых технологий взаимодействия взрослого и ребенка.
Таким образом, Web-Quest-технология позволяет за короткое время легко увлечь воспитанника. Ребенок планирует, добивается результата, систематизирует свои знания, совершенствуются его личностные качества. Взаимодействие между субъектами образовательного процесса (педагоги – дети – родители) значительно обогащает и расширяет образовательную и воспитательную среду дошкольной образовательной организации. Важно отметить, что как в среде педагогов, так и в среде родителей крепнет понимание необходимости организовать взаимодействие семьи и детского сада в интересах ребенка.
 
Список литературы и интернет источников:
  1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".;
  2. Кузнецова Т.А. Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда // ИТО - Иваново - 2011 / Секция 2;
  3. Образовательный Web-Quest по ПДД Приключение Мышкиных на дороге»  https://malvina198122.wixsite.com/web-quest-pdd
  4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
  5. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С.138-140.
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Применение образовательной Web-Quest технологии в педагогической практике