- Подробности
-
Просмотров: 277
Драчева О.С.,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 15 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Применение образовательной Web-Quest технологии
в педагогической практике
Век информатизации влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания.
На современном этапе появились инновационные технологии WEB 2.0. Использование данных технологий позволяют нам нестандартно подойти к процессу обучения, обязательно обращая внимание на индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, организовать учебный процесс более продуктивным, интересным и запоминающимся для детей. Одной из таких технологий является - технология «Web Quest».
«Web-Quest» технология как понятие возникло сравнительно не так давно. Данное определение впервые было предложено в 1995 году профессором образовательных технологий Берни Доджем.
Понятие «Web-Quest» с точки зрения педагогики – это задание проблемного характера, включающее в себя элементы ролевой игры, для решения которого практикуется применение информационных ресурсов Интернета.
То есть у детей есть какая-то нерешенная задача, проблема, задание которое требует решения. При этом есть персонажи или история, которые сопровождают решение этой задачи.
Сам «Web-Quest» состоит из заданий различных форматов: ребусы, дидактические игры, пазлы и т.д. Позволяет использовать много мультимедийной информации: видео, картинки, фотографии, ссылки на сайты, с которыми дети работают в процессе прохождения квеста.
Особенностью «Web-Questа» как формы организации образовательной деятельности со старшими дошкольниками является активизация детской любознательности в ненавязчивой, игровой форме, а также формирование познавательной, коммуникативной и творческой активности.
Данная технология рекомендована в работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет), поскольку согласно требованиям, СанПиН занятия с использованием электронных систем обучения в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Стоит обратить внимание: при реализации технологии «Web Quest» можно столкнуться с организационно техническими сложностями, связанными с отсутствием интернета, ограниченным доступом к компьютеру.
Виды Web-Quest
Пересказ
|
это демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных интернет-источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа
|
Компиляция
|
трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание нового электронного продукта, виртуальной выставки, ленты времени и другое
|
Загадка, головоломка, детективная или таинственная история
|
выводы на основе противоречивых фактов
|
Журналистское расследование
|
объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)
|
Планирование и проектирование
|
разработка плана или проекта на основе заданных условий
|
Творческое задание
|
творческая работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика
|
Самопознание
|
любые аспекты исследования личности
|
Решение спорных проблем
|
выработка решения по острой проблеме
|
Убеждение
|
склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц
|
Аналитическая задача
|
поиск, анализ и синтез информации.
|
Оценка
|
обоснование определенной точки зрения
|
Научное исследование
|
изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников
|
Рекомендации по разработке Web-Quest:
-
подберите для web-questа краткое и оригинальное название;
-
образовательные стандарты прежде всего являются ориентиром при определении цели и задач questа;
-
образовательный web-quest может быть, как краткосрочным, так и длительным;
-
обязательно учитывайте возрастные особенности дошкольников при разработке web-questа;
-
придумайте интересную историю, способствующую началу web-questа;
-
персонажи web-questа могут быть как выдуманными, так и существующими. Предоставьте участникам web-questа выбор ролей от лица который нужно проходить игру. Пропишите подробно правила для игроков;
-
помните, что основное задание несет проблемный характер;
-
сюжет и продвижение по нему, включает в себя ряд событий в web-questе;
-
сам сюжет web-questа вместе с основным заданием включает в себя и дополнительные задания проблемного характера;
-
с целью поиска путей в решении заданий web-questа рекомендуем использовать различные подсказки, ориентиры, метки и всплывающие окна;
-
для решения заданий web-questа подберите разнообразные ресурсы: интернет источники, гугл-карты, виртуальные музеи, образовательные сайты, мультимедиа презентации, видеоролики, электронные гаджеты и др;
-
критерии оценивания выполнения заданий web-questа разрабатываются педагогом исходя из содержания предложенных заданий;
-
рефлексию можно организовать, используя разнообразные приёмы, такие как рефлексивный экран, самооценка работы, «смайлики» и др.
Творческая группа ГБДОУ детского сада №15 Петродворцового района Санкт-Петербурга разработала «Образовательный Web-Quest по правилам дорожного движения «Приключение Мышкиных на дороге» для детей от 5 до 7 лет.
Цель образовательного Web-Questа по правилам дорожного движения «Приключение Мышкиных на дороге»: формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Вход на сайт осуществляется по ссылке, по которой вы попадаете в меню web questа .В структуру меню входят шесть разделов:
1. Главная
Основная информация, ключевые понятия.
2. О Web Quest
Описание хода работы, распределение ролей, обязанностей каждого участника.
3. Выбрать героя: представлен перечень ролей, от лица которых дети выполняют задания.
4. Копилочка
На этой странице представлены интерактивные игры и методические материалы для детей и взрослых по правилам дорожного движения.
5. Гостевая книга
В этой рубрике можно оставить отзыв о Web-Queste.
6. Контакты
Необходимая информация о разработчиках.
Web-Quest представляет собой интерактивную историю с главным героем, управляемым персонажем. Ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач. В игре необходимо помочь Игорьку доставить вкусный пирог для любимого дедушки, Анфисе добраться до музыкальной школы, чтобы стать певицей, а потерявшемуся Малышу вернуться домой. Игрок, выбирая одного из персонажей в соответствии своему возрасту (Игорька или Анфису от 6 до 7 лет или Малыша от 5 до 6 лет) начинает свой путь, поочередно выполняя соответствующие задания в ходе игры.
На странице квеста размещена инструкция к игре. Каждое задание включает в себя два раздела:
Первый раздел «Посмотри и запомни» носит ознакомительный характер и содержит тематические материалы;
Второй раздел включает в себя дидактические материалы, направленные на закрепление изученной темы.
Предложены различные задания и игры, такие как: «Дорожные знаки», «Собери по памяти», «Дорожная викторина», «Распредели правильно», «Выбери действие», «Подбери пару» и многие другие. Ребенок постепенно продвигается к концу игры, где за успешное прохождение его ждет награда. Участие взрослого является необходимым условием. Взрослый является путеводителем для ребенка на протяжении всей игры.
Web-Quest имеет удобную навигацию по сайту. Кнопки навигации дают возможность легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий и при необходимости продолжить игру в следующий раз с того места, где остановился. Функцию разъяснения заданий выполняют специальные символы и звуковые сигналы, подсказывающие ребёнку последовательность и правильность действий. Изображение практических материалов достаточно крупное, обобщённое, без мелких и отвлекающих деталей.
В середине Web-Quest отображается «всплывающее окно», в котором предлагается немного отдохнуть.
Создавать виртуальные квесты так же увлекательно, как и их проходить.
При создании образовательного Web-Quest «Приключение Мышкиных на дороге» по правилам дорожного движения были использованы дополнительные веб сервисы:
-
конструктор сайтов Wix.com для создания платформы квеста;
-
видео-хостинг YouTube для поиска обучающих видеороликов;
-
jigsow Planet для создания виртуальных пазлов;
-
приложение learningapps.org для разработки интерактивных развивающих игр по принципу: найди пару, классификация, хронологическая линейка, простой порядок, сортировка картинок и т.д.;
-
google Forms для получения обратной связи от родителей воспитанников;
-
google диск для размещения и поддержки доступа к файлам (возможность скачать награду за прохождения квеста).
Применение технологии «Web-Quest» предоставило возможность:
Для воспитанников:
-
формировать устойчивые навыки безопасного поведения на дорогах и в транспорте, самообучения, самоконтроля.
Для педагогов:
-
осваивать новые формы организации образовательной деятельности;
-
индивидуализации образовательного процесса;
-
применять современные технологии в педагогической практике, в том числе и цифровые, направленные на развитие и реализацию инновационных идей.
Для родителей:
-
общения родителей со своим ребенком;
-
освоение новых познавательно-игровых технологий взаимодействия взрослого и ребенка.
Таким образом, Web-Quest-технология позволяет за короткое время легко увлечь воспитанника. Ребенок планирует, добивается результата, систематизирует свои знания, совершенствуются его личностные качества. Взаимодействие между субъектами образовательного процесса (педагоги – дети – родители) значительно обогащает и расширяет образовательную и воспитательную среду дошкольной образовательной организации. Важно отметить, что как в среде педагогов, так и в среде родителей крепнет понимание необходимости организовать взаимодействие семьи и детского сада в интересах ребенка.
Список литературы и интернет источников:
-
Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".;
-
Кузнецова Т.А. Технология веб-квеста как интерактивная образовательная среда // ИТО - Иваново - 2011 / Секция 2;
-
Образовательный Web-Quest по ПДД Приключение Мышкиных на дороге» https://malvina198122.wixsite.com/web-quest-pdd
-
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
-
Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С.138-140.