Кулыба Александра Алексеевна,

учитель английского языка,
ГБОУ лицей № 419 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Применение игрового метода при обучении английскому языку во 2 классе

 
Несомненным представляется тот факт, что современный урок должен строится с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей учащихся в зависимости от характера их потребностей, интересов  и склонностей на конкретном возрастном периоде, что находит отражение в понятии ведущего типа деятельности данного возрастного периода по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову [цит. по 3, с. 195].
Говоря о младшем школьном возрасте, а именно о возрасте учащихся 2 класса, необходимо подчеркнуть  первостепенность ведущего игрового типа деятельности для детей 7-8 лет, что связано с формированием у них в этом возрасте наглядно-образного типа мышления как способа формирования общей картины мира и его восприятия в ходе познавательной деятельности в ситуациях игрового общения.
Необходимость использования различных игр в процессе обучения признается в научной литературе многими авторами как с позиции методики (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.В. Вронская), так и со стороны педагогической психологии (Н.А. Зимняя, Н.А. Онищик), что представляется бесспорным доводом в пользу активного применения игрового метода на любом этапе урока иностранного языка (как в виде активных динамических пауз, так и в виде отдельных элементов урока). 
Элементы игровой деятельности становятся необходимой частью каждого урока иностранного языка, способствуя решению целого комплекса задач в контексте реализации ФГОС, таких как обязательная смена видов учебной деятельности, введение элемента новизны в учебную деятельность, создание положительного эмоционального настроя и повышение личностной мотивации, лучшее усвоение учебной информации в игровой форме, развитие личностных качеств, способностей, умений и навыков учащихся [1, с. 153].
Именно включение игровых элементов в процесс учебной деятельности способствуют улучшению эмоционального фона парных и групповых отношений в учебном коллективе, основанных на принципах доверия, сотрудничества и уважения к интересам друг друга в системах «ученик-ученик» и «учитель-ученик». Кроме того, игровая деятельность способствует развитию и эмоциональной составляющей личности каждого ученика, что обусловлено формированием комфортной среды для развития его личностных качеств, эмоциональной, волевой и мотивационной сферы, а также психических процессов памяти, внимания, воображения [9, с. 39].
Понятие игры рассматривается в методической науке в рамках деятельностного подхода как тип деятельности, наиболее естественный и привычный для учащихся любого возраста, но именно в младшем школьном возрасте игровая деятельность отличается приоритетным характером при формировании умения учиться и познавать этот мир.  
В процессе игры учащиеся получают радость от самого процесса принятия на себя какой-то определенной роли и правил игры, что позволяет сделать сложные лексические и грамматические явления иностранного языка более доступными и понятными для учеников, а овладение ими в процессе игровой деятельности более естественным и мотивированным. В структуре урока игра становится тем видом учебной и познавательной деятельности, которая становится полезной и приятной частью учебного процесса, способной качественно повысить результативность обучения и достичь роста личностной мотивации к изучению иностранного языка у учащегося любого возраста вне зависимости от уровня знаний и умений. Так, при использовании игровой методики обеспечиваются  условия для формирования устойчивой личностной мотивации к изучению иностранного языка как эмоциональном переживании познавательной потребности [3, с. 198.], которая должна в дальнейшем прогрессировать и способствовать постоянному созданию учителем ситуации успеха и снятия страха перед трудностями в ходе изучения нового для учащихся 2 класса предмета. При этом задача учителя состоит в снятии возможных трудностей в процессе обучения с учетом  возрастных психологических особенностей учащихся.
В рамках деятельностного подхода к обучению становится возможным снятие данных трудностей при применении игрового метода на уроке во 2 классе в контексте требований ФГОС НОО, что способствуют решению целого комплекса учебных задач:
- снятие языкового барьера и страха перед новым и трудным предметом;  
- возможность самовыражения и воспитания личности обучающегося [9, с. 39];
- снятие грамматических трудностей при изучении сложных грамматических конструкций;
- возможность научиться общению со сверстниками (что наиболее просто сделать в игровой деятельности);
- формирование мотивации к дальнейшему изучению предмета и создание ситуации успеха через положительные эмоции на уроке в результате  положительной оценки и похвалы учащегося; 
- возможность реализовать творческий и коммуникативный потенциал личности всех учащихся (вне зависимости от уровня владения иностранным языком) [11, с. 38].
С целью решения данных трудностей в процессе обучения английскому языку у учащихся 2 класса рекомендуется активное использование учителем на уроке различных игр на английском языке. В связи с большим разнообразием игр в методической литературе возникла необходимость их систематизации и разработки отдельного комплекса игр. 
В результате выделения трех основополагающих критериев формы, содержания и степени двигательной активности  можно выделить следующие виды игр на уроке английского языка во 2 классе:
‒ по содержанию игрового материала: алфавитные игры (буквенно-словесные); звуко-буквенные игры; лексические игры (подвижные игры и игры на месте); грамматические игры (простые от продолжения фразы до сложных творческих игр);
‒ по форме проведения игры: ролевые игры и игры-драматизации; 
‒ по степени двигательной активности участников игры: подвижные (активные) игры и неподвижные (или спокойные) игры.
Двигательная активность является необходимой частью каждого урока иностранного языка вне зависимости от возрастной категории учащихся и способствует решению целого комплекса учебных задач на уроке в контексте  реализации ФГОС, таких как смена видов учебной деятельности, введение элемента новизны в учебную деятельность, создание положительного эмоционального эффекта и повышение личностной мотивации, лучшее усвоение учебной информации в игровой форме, развитие личностных качеств, способностей, внимания, умений и навыков [1].
Особый интерес представляют подвижные игры и творческие усложненные игры. Подвижные игры отличаются вариативностью способов их проведения, что отвечает требованию частой смены видов деятельности при проведении урока иностранного языка в начальной школе, создает условия для развития двигательной активности учащихся и способствует сохранению их здоровья на уроке. 
Можно варьировать формы игровой деятельности от фронтальной до командной: игры с мячом («Съедобное-несъедобное»), шаром, переменой стульев («Кто лишний?»); с движениями по классу (ходьба, бег на месте, прыжки, прыжки на одной ноге); смена активной и пассивной деятельности (смена движений и замирания на некоторое время), примером которой является игра «Совушка» [5].
Грамматические игры целесообразно разделить на простые и более сложные ‒ простые игры на дополнение и повторение простой фразы или отдельной грамматической структуры по методу игры «снежный ком», направленной на развитие внимания и памяти) и игры более сложные, отличающиеся творческим подходом – это  грамматические игры по типу конструктора на структурирование фраз из разноцветных слов на карточках или кубиках, построение слов в виде пирамидки, домика, лесенки. 
В любом случае, какие бы игры не использовались на уроке иностранного языка, важно помнить о необходимости создания учителем положительных эмоций у всех участников как в процессе игровой деятельности при принятии определенных ролей и соблюдении конкретных правил, так и при завершении игры и подведении ее итогов. Вне зависимости от выбранного учителем типа игр, они, несомненно, должны отличаться требованиями доступности и посильности в использовании учащимися на уроке с тем, чтобы применение игрового метода достигло цели активизации познавательной деятельности и роста личностной мотивации  наряду с повышением качества обучения.      
 
Литература
1. Алтухова М.К. Деятельностная технология на уроке иностранного языка // Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб., 2007. С. 153-161. 
2. Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку. СПб.,2015.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Воронеж, 2010. 
4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
5. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке. // Иностранные языки в школе. № 4. 2008. М., 2008. С. 52-57.
6. Играем на уроках английского языка в начальной школе/ сост. С.С. Яцкова. Мозырь, 2015.
7. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игра на уроках английского языка. 2-4 классы. М., 2011.
8. Миронов А.В. Самообразовательная деятельность учителя. Проектирование и реализация урока в свете требований ФГОС НОО. Волгоград, 2017. С. 188-205.
9. Остапенко К.К. Особенности системы упражнений при организации обучения младших школьников английскому языку на сюжетной основе. // Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб.,2003. С. 37-53.
10. Онищик Н.А. Успешное обучение английскому языку детей 3-7 лет. Психологические аспекты его усвоения. СПб., 2013. 
11. Петричук И.И. Еще раз об игре // Иностранные языки в школе. № 2. 2008. М., 2008. С. 37-42.
12. Современный урок иностранного языка. Рекомендации, разработки уроков. / сост. В.П. Сафонова, И.Г. Мамо. Волгоград, 2011.
13. Стихи и игры на английском языке/ сост. Н.И. Красюк, В.В. Красюк. Ростов-на-Дону, 2014.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Применение игрового метода при обучении английскому языку