- Подробности
- Просмотров: 423
Севастьянихина М.Б.,
воспитатель,
Варникова С.В.,
воспитатель,
Павлова П.М.,
старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Из опыта реализации образовательной программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
«Любые разговоры с детьми о деньгах – это разговоры о наших ценностях»
/Автор неизвестен/
Мы не случайно выбрали эту цитату в качестве девиза к представлению опыта работы детского сада по формированию у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Финансовая грамотность для взрослых — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. Очень часто родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не берегут игрушки, не уважают чужой труд. Но зачастую, именно недостаточный уровень финансовой грамотности взрослых не дает возможности создать у малыша систему ценностных установок, направленных на воспитание финансово грамотного гражданина.
В 2017 году под руководством Министерства Финансов Российской Федерации был разработан проект, направленный на «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Главная задача проекта – способствовать формированию разумного финансового поведения не только взрослых, но и подрастающего поколения.
В 2019 году разработаны и представлены на сайте Министерства просвещения Российской Федерации методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. Это послужило толчком к тому, чтобы проанализировать ряд программ, которые рекомендованы для использования в детском саду в целях финансового просвещения детей и остановить свой выбор на одной из них.
Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее — Программа) разработанная коллективом авторов (под общ. ред. С. В. Герасименко, И. В. Назаровой) имеет методические рекомендации, наглядный материал, содержит подбор поучительных сказок и мультфильмов.
Программа составлена в соответствии с принципами, целями и задачами определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Она обеспечивает развитие личности ребенка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает все направления развития и образования детей:
˗ социально-коммуникативное развитие;
˗ познавательное развитие;
˗ речевое развитие;
˗ художественно-эстетическое развитие;
˗ физическое развитие.
Программа выделяет несколько основных целей и задач, которые можно разделить на образовательные и воспитательные. В связи с современным состоянием системы воспитания и отношения людей к чужому труду – воспитательные задачи во многом перекликаются с реализуемой образовательной программой дошкольного образования детского сада, рабочей программой по воспитанию и закладывает основы социокультурных норм.
Образовательные задачи включают в себя:
˗ знакомство дошкольников с денежной сферой жизни, формирование у детей начальных навыков обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсами их целевому предназначению;
˗ передача дошкольникам первичных финансовых и экономических представлений; расширение словарного запаса основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими возрасту;
˗ подготовка к принятию своих первых финансовых решений, формирование разумных экономических потребностей, умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
˗ стимулирование мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам; положить начало формированию финансово-экономического мышления;
˗ формирование умения рационально организовывать свою трудовую деятельность.
Среди основных воспитательных задач выделим:
˗ стимулирование интереса к изучению мира финансов;
˗ активизация коммуникативной деятельности детей;
˗ формирование у детей положительной мотивации к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
˗ повышение ответственности и самоконтроля;
˗ воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестного отношения к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающему взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями;
˗ воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтроля, уверенности в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации;
˗ воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам.
Программа поделена на несколько модулей:
˗ базовый, куда входит «Финансовая азбука»;
˗ дополнительные «Потребности и труд», «Деньги», «Семейный бюджет». Есть учебно-тематический план, входная и итоговая диагностика, рекомендуемая литература и дополнительный материал.
Главный акцент Программы сделан на наглядность, поэтому прежде чем приступить к работе, был проведен тщательный анализ развивающей предметно-пространственной среды всех групп и сделан вывод, что можно апробировать программу «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» на группе компенсирующей направленности. Основная трудность заключалась в том, что реализация Программы рассчитана на два года, а дети компенсирующей группы подготовительного к школе возраста имеют свои особенности, требующие коррекции. Была проведена входная диагностика. В качестве диагностического приема педагоги использовали сказку про ленивого кота Белобока и ряд заданий к ней для воспитанников. Анализ результатов показал, что большая часть детей имеет средний уровень представлений о потребностях, о труде, о товаре, о семейном бюджете. Ребята демонстрировали активный познавательный интерес к этой теме и выразили желание поучаствовать в перевоспитании «ленивого кота». Уж очень им понравился обоятельный Белобок!
Работа по Программе началась с составления плана, который включает в себя разделы модулей, которые для воспитанников данной группы особенно актуальны. Выбранные разделы педагоги детского сада включили в тематическое планирование, составленное в соответствии с рабочей программой подготовительной к школе группы. Так как Программа была реализована в течение года, в сетку занятий было включено одно занятие в неделю по финансовой грамотности продолжительностью 25 30 минут, которое позволило решать задачи познавательного и социально-коммуникативного развития детей группы, помимо образовательной деятельности работа проводилась и в ходе организации совместной и самостоятельной деятельности.
Занятия по экономике проводились в различных формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д. Они включали в себя решение проблемных ситуаций, создание ситуаций из жизни, беседы, выполнение заданий в экономической тетради, большое количество занимательных дидактических игр с экономическим содержанием.
Изучив материал из раздела «Потребности» базовый модуль «Финансовая азбука», дети сформировали первичные представления о разнообразии потребностей (о жизненно важных, о материальных и нематериальных). Материал из раздела «Труд» способствовал первичному пониманию детьми экономических терминов: «труд», «профессия», «продукт труда». У детей сформировались понятия, что такое труд, почему все взрослые работают; ребята познакомились с многочисленными профессиями и специальностями, узнали о том, что продукт труда - это результат труда. Ознакомившись с материалом раздела «Товар», дети сформировали первичное понимание «Товар» и его полезности, о стоимости товара, узнали, что торговля бывает разная: оптовая, розничная, распродажа и ярмарка. Раздел «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар». Дети закрепили понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги. Данный материал способствовал формированию первоначальных представлений о деньгах, как универсальном средстве обмена, платежа, накопления, сформировал первичное понимание терминов: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта». Изучение материала из раздела «Семейный бюджет» способствовал формированию первичных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике. У детей сформировалось азы понимания экономических терминов: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода». В работе с воспитанниками были использованы и дополнительные модули («Потребности и Труд», «Деньги», «Семейный бюджет»), развивающие представления дошкольников по основным темам курса через различные виды деятельности.
Коту Белобоку отводилась важная роль и в развивающих дидактических играх («Пятый лишний», «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию по движению»), в сказках с экономическим содержанием, игровых упражнениях. Активно использовались раскраски, которые являются приложением к Программе, так же как подборка психогимнастик, физкультурных минуток. Мультфильмы «Уроки тетушки Совы», «Азбука денег…», загадки, подвижные игры, упражнения с движениями, упражнения на активизацию внимания, - все это педагоги могут взять из методических рекомендаций к Программе и из приложений к ней.
Отдельно отметим важность организации сюжетно-ролевых игр, как модели жизненных ситуаций: «Банк», «Семья», «Салон красоты», «Ателье», «Супермаркет», «Путешествие».
Без насыщения развивающей предметно-пространственной среды невозможно создать условия для активного усвоения финансовых терминов и получения экономических знаний. Деньги, нарисованные детьми, книги художественные и научно-популярные, комиксы, аудиотека сказок, медиатека мультфильмов, презентации, альбомы о профессиях, кроссворды, банковские карты и многое другое, что стало составляющей специально организованной среды группы, позволило ребятам в игровой форме войти во взрослый мир «вкладов», «банков», «кредитов».
Использование технологий проектной деятельности показали свою эффективность в получении экономических знаний через познание семейных и нравственно-этических ценностей. Проект «Путешествие зернышка» из раздела Программы «Труд», позволил детям не только увидеть результаты своего труда, но и грамотно распорядиться ими: из собранного урожая ребята приготовили кабачковые оладьи, а оставшиеся овощи передали животным на ферму. Проект «Семейный бюджет или волшебный кошелек» закрепил знания детей о разумных тратах, о способах накопления денег, о разных формах оплаты товаров и услуг. Этот проект был интересен и родителям, так как все члены семьи получили не только новые знания, но и научились обсуждать свои потребности и считаться с потребностями всех членов семьи.
В работе по развитию экономических представлений очень пригодились наработки педагогов прошлых лет, а именно схемы, модели, показывающие какую-либо профессию, ее трудовые действия и результат труда. Была продолжена работа по созданию детских портфолио, где ребята, вместе с родителями, размещали информацию о профессиях родителей, о социальных объектах о семейных традициях. Была использована технология интеллект карт, которая позволила воспитанникам использовать свой личный опыт при рассматривании характерных особенностей разных профессий, городских объектах, экономических терминах.
Родители не сразу поддержали инициативу детского сада о включении в образовательную программу детского сада цикла занятий по знакомству детей с экономической грамотой, но после первых занятий, когда ребята стали интересоваться местом их работы и задавать вопросы о том, какие потребности в их семье самые главные, мнение родителей изменилось. Педагогам удалось доказать, что через семью ребенок способен получить первый и очень важный социальный опыт, который способствует воспитанию успешной личности. Так, родители активно включились в совместную работу. При их участии создана книга по речетворчеству «Профессии пап и мам», в которую вошли фотоматериалы с рассказами детей о профессиях их родителей, дополнены методические пособия: «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых», «Самодельная энциклопедия для малышей», «Профессии от А до Я», «Древняя Русь. Ремёсла». Семьи воспитанников не просто посещали разные социальные объекты, но и обращали внимание детей на их значимость и особенности. Ребята посещали банки, торговые центры, аптеки, другие объекты, наблюдали за работой банкомата, за тем как можно производить расчёт за покупку и т. д. В течение года в группе организовывались маршруты выходного дня, в ходе которых семьи воспитанников не только совместно проводили время, но и получали первичные экономические представления.
Итоговая диагностика, организованная в форме викторины, показала высокий уровень знаний и умений детей. Ребята продемонстрировали высокие практические результаты при выполнении заданий. Педагоги отметили их положительное отношение к миру, к труду, к другим людям и самому себе. Можно говорить о том, что изучение Программы по финансовой грамотности позволило заложить в будущих школьников начальные представления об истинных ценностях и о богатстве человека.
Опытом работы по теме заинтересовались все педагоги детского сада, для которых были организованы открытые занятия, проведены консультации, демонстрировались разработки и пособия. На педагогическом совете было принято решение о реализации программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» со старшего дошкольного возраста.
На современном этапе опыт педагогов детского сада показал своевременность внедрения курса экономики для малышей в работу учреждения, так как с 1 сентября 2022 года обновленные ФГОС начального общего образования предусматривают внедрение элементов финансовой грамотности в предметы обязательной школьной программы.
Но основной своей целью в расширении экономического кругозора дошкольника, мы видим в том, чтоб помочь юному гражданину осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Список литературы
1. Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее — Программа) разработанная коллективом авторов под общ. ред. С.В. Герасименко, И. В. Назаровой.
2. Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва 2019 год.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
4. Федеральный проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» от 14 марта 2011 года между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития.