Исаченко Д. А.,

ГБОУ школа № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Преемственность программ:
от внеурочной деятельности - к уроку

 
Современная общеобразовательная школа постоянно качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации учебно-воспитательной работы как совместной творческой деятельности педагога и школьника. Педагоги стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников. Существуют множество вариативных технологий интеграции школьной и внешкольной деятельности учащихся.
Успешная реализация основной образовательной программы по предмету невозможна без взаимного дополнения урочной и внеурочной деятельности учащихся.  Урочные занятия подразумевают планирование и организацию учебно-воспитательной работы в жёстком временном регламенте, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника. Во внеурочной деятельности больше возможностей для создания оптимальных условий самостоятельной деятельности учащихся, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, для эффективной социальной адаптации детей и достижения метапредметных и личностных результатов обучения.
Одним из ключевых требований к построению целостного учебно-воспитательного пространства выступает реализация принципов преемственности на всех уровнях общего образования. Проблема преемственности в образовательной практике остается наиболее актуальной в связи с появлением различных моделей обучения, ростом вариативности методов, форм, появлением новых технологий обучения. Преемственность программ особенно важна на рубеже перехода ребенка с уровня начального на уровень основного общего образования, где увеличивается количество учебных предметов и трансформируются требования к образовательным результатам. Учебный план школы обладает неограниченными возможностями формирования вариативной его части и внеурочной деятельности  с учётом предпочтений учащихся и возможностей педагогов. В программу внеурочной деятельности на протяжении нескольких лет включена и успешно реализуется программа «Юный информатик», и включение в учебный план 5х классов предмета «Информатика» даёт новые возможности для развития детей и формирования у них устойчивой мотивации к учению. Вчерашние четвероклассники приходят в школу с уже полученными навыками работы на компьютерах, первоначальными знаниями по программам Word, PowerPoint, Paint. Полученные в начальной школе компетенции останутся функциональными даже при смене программного обеспечения школьных компьютеров. Конечно, включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Но вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий, и значение их для освоения программы по информатике в основной школе очень велико.
В первую очередь, это работа с текстом. На занятиях в 4х классах дети учатся работать на клавиатуре, запоминают визуально и доводят до машинального знание расположения клавиш. Достигается это с помощью онлайн-тренажеров, перепечатывания текста сочинений с бумажного носителя информации с дальнейшим творческим заданием. Далее – в 5х классах, учащиеся на полученной базе изучают правильную расстановку пальцев на клавиатуре и выполняют практические работы не только в текстовом редакторе Word (рисунок 1), но и в простом – Блокноте, знакомятся с форматированием текста, частичным редактированием и расширениями документов (учебник по информатике и ИКТ за 5 класс - авторы Босова, Босов – 2013 год - ФГОС).
 
Рисунок 1. Примеры заданий по форматированию текста в текстовом редакторе Word
 
Компьютерная графика – учебная составляющая во многих областях знаний и начальная допрофессиональная подготовка учащихся. Для четвероклассников работа в графическом редакторе Paint – любимое времяпрепровождение за компьютером. Занятия в графическом редакторе во время внеурочной деятельности всегда творческие, поэтому важно определить тематику рисунков. Например, использование фигур в рисовании очень помогает тем, кто слабо владеет пером, а тема орнаментов позволяет изучить функционал графического редактора Paint, так как необходимо эти фигуры копировать, вставлять, поворачивать, отражать. Ярким примером занятия в графическом редакторе Paint является создание символа 2022 года – тигра (рисунок 3), где одни могли проявить свои таланты во владении пером на графическом планшете, а другие по-прежнему творили с помощью фигур (рисунок 2). Такие занятия способствуют выявлению талантливых детей для дальнейшей работы с ними в объединениях дополнительного образования, занимающихся проектной деятельностью.
На уроках компьютерной графики в 5х классах учащиеся работают со своими рисунками на более профессиональном уровне и даже делают анимации на практических работах, учатся вырезать объект и удалять фон.
 
Рисунок 2. Пример карточек с заданиями для работы с графическим редактором Paint
 
 
Знакомство с программой PowerPoint необходимо для создания презентаций,  разработки в дальнейшем проектов разной направленности. В 4х классах проходит знакомство с функционалом программы на начальном уровне, с созданием слайдов  различных макетов, способами вставки разнообразных объектов. Огромный интерес вызывает у детей занятие по созданию мультимедийной презентации о домашних животных, а для тех, у кого их нет, – о своих увлечениях. Для детей большим открытием становится добавление gif-анимации, где объекты движутся только при просмотре слайд-шоу.
В учебной программе 5-9х классов созданию мультимедийных презентаций отводится совсем мало урочного времени, поэтому внеурочная деятельность, дополнительное образование помогает в изучении навыков работы с программой по созданию мультимедийных презентаций PowerPoint.
 
Рисунок 3. Примеры заданий по созданию слайдов презентации в PowerPoint.
 
В заключение можно сказать, что урочные и внеурочные занятия школьников в педагогическом процессе взаимосвязаны и взаимозависимы. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности педагогов и школьников позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативных и самодеятельных занятий, изобретаемых участниками педагогического процесса как в содружестве, так и индивидуально.
Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное - осуществить взаимосвязь и преемственность основного образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и цельности образования детей.
 
Список используемой литературы:
1. Учебник для 5 класса, ИНФОРМАТИКА – Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2. Рабочая тетрадь для 5 класса, ИНФОРМАТИКА – Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
 
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Преемственность программ: от внеурочной деятельности - к уроку