Белкова А.А.,

учитель истории ГБОУ СОШ №567 Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Потенциальные направления самообразования молодого специалиста в рамках профессиональной деятельности»

 
«Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное.»
/Н.И. Пирогов/
 
В истории человечества знания, а также умение их получать, усваивать и анализировать занимали достаточно высокое положение в системе человеческих ценностей. По мере развития общества, его усложнения и внедрения технологий в повседневную жизнь знания становятся основой человеческого существования, необходимым условием социализации, а в дальнейшем успеха человека в жизни и карьере. В этой связи профессиональные компетенции педагога также начинают претерпевать изменения, а именно: открывают для учителей новые точки роста, как карьерные, так и личностные, и предполагают возможность внедрения современных образовательных технологий и практик в учебный процесс. В данном контексте именно потенциал самообразования может помочь педагогу достигнуть поставленных целей и состояться в своей деятельности, как компетентный высокоэффективный профессионал. Несмотря на обильное количество определений понятия «самообразования», в данной статье под самообразованием целесообразнее понимать процесс пополнения профессиональной и социокультурной информации путем самостоятельного поиска, обработки и анализа знаний, а также усвоение и формирование новых педагогических, предметных умений и так называемых soft skills. 
 О ценности самостоятельного получения знаний из поколения в поколение нам передаются известные крылатые выражения, родом из античных цивилизаций, такие как «Век живи – век учись». В начальном значении этого римского высказывания автор говорил о ценности приобретаемых знаний о жизни, об обществе, но сейчас, пронеся эту фразу сквозь века и изменения формационного сознания, мы понимаем, что это выражение включает в себя в первую очередь ценность умения человека приобретать самостоятельно знания. В культуре российского общества о самообразовании нередко говорили выдающиеся педагоги, такие как К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»: «Не уметь хорошо выражать своих мыслей – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.». Стоит отметить, что данная книга адресована именно педагогам, а соответственно напрашивается вывод о том, что вопросы ценности педагогического самообразования поднимались еще в XIX в., когда окончательно закреплялись основы классической русской школы.
Современный урок с точки зрения подготовки к нему преподавателя представляет собой совокупность знаний, умений, методов и приемов обучения, технологий и подходов к образовательной деятельности, которая одновременно делает процесс обучения для учащихся доступным, интерактивным и интересным, а, с другой стороны, дает учителю возможность подходить при подготовке к уроку с творчеством, возможным и нужным в педагогической практике. Под творчеством здесь с позиции молодого специалиста подразумевается использование цифровых технологий и дистанционных средств обучения. Основной проблемой, с которой можно столкнуться при воплощении творческого потенциала педагога в ходе урока – это поиск и освоение тех инструментов интерактивной, созидательной деятельности, которые необходимы для продуктивного образования. Особенно это актуально для системно-деятельностного подхода, который является одним из ведущих подходов к современному образовательному процессу. Кроме того, учитель в своей работе должен ориентироваться на Федеральный государственный образовательный стандарт, который прописывает, кроме необходимых в предметной области знаний, усвоение межпредметных связей, а соответственно и развитие метапредметных умений. В данной области важен и личный опыт педагога, и те метапредметные знания и умения, которые он сформировал в процессе своего образовательного пути или посредством самообразования. Таким образом мы выходим на два потенциальных направления в самообразовании педагога, которые непосредственно задают формат актуального, методически грамотного, современного урока:
1. Освоение или развитие навыков творческой деятельности педагога на уроке, связанных с использованием современных средств обучения и дистанционных технологий.
2. Изучение методик и технологий, сопряженных с дисциплиной преподавателя, других предметных областей для плодотворного развития в первую очередь у учащихся метапредметных знаний и умений.
Абсолютно неверно будет утверждать, что на этом точки роста педагога и планы его самообразования заканчивается. В данном статье лишь оговариваются основные направления образования педагога в процессе подготовки к уроку, в процессе реализации своего потенциала на уроках. Как было сказано ранее процесс самообразования – индивидуален и в этом контексте каждый педагог сам определяет важные для него направления и зоны роста. Основываясь на личном опыте работы, как молодого специалиста, стоит отметить и такое направление, как закрепление теории возрастной психологии и педагогики на практике и углубление этих основ посредством наблюдения и анализа с последующим обучением и транслированием опыта школьного психолога и опытных педагогов в своей деятельности и в целом в жизни. Так как данное направление предпочтительнее рассматривать, как индивидуальное, как развитие личности в целом, то целесообразнее остановиться на ведущих позициям данной статьи.
Касательно первого направления об изучении и внедрении в схему урока интерактивности, новых приемов работы, связанных в первую очередь с современными on-line технологиями и дистанционными средствами обучения, стоит упомянуть события весны-лета 2020 года, которые внесли значимые коррективы в жизнь целого мира, а конкретно для учителей стали мотиватором к познавательной деятельности в сфере IT-технологий. Опыт для многих был достаточно тяжелым, иной раз приходилось осваивать несколько платформ разом, чтобы найти более удобную для работы, более стабильную и не перегружаемую потоками посетителей, более безопасную для учащихся, что, наверно, было важнее в сложившейся ситуации. В последствии при работе с дистанционными средствами обучения, при детальном рассмотрении возможностей этих технологии в использовании на уроках, многие учителя решили транслировать данный опыт уже в очном обучении. Но все же сохранялись проблема изучения этих технологий, проблема возможностей вставить тот или иной прием и интерактивную составляющую в канву урока, проблема конфликта энергосберегающих и здоровьесберегающих технологий с введением компьютерных средств обучения на уроках, не связанных с информатикой. При массированном глубоком изучении платформ появлялась потребность в углублении знаний в сфере IT, так как просто потребительского уровня было недостаточно для эффективной работы и учителя и учащихся, в том числе и для молодых специалистов несмотря на то, что изучение информационных технологий и современных компьютерных средств обучения включены в учебную программу профессиональных средних и высших образовательных учреждений. Перед учителем, ставящим целью внедрения данных технологий в современный урок, появилась самая главная проблема – быстро и качественно, без нарушения ГОСТа и ФГОС, с соблюдением мер информационной безопасности, поднять уровень собственной компетенции в сфере IT-технологий, приобрести опыт работы с разными платформами и умение видеть место этих технологий и платформ на любом этапе урока. Конечно, и до известных событий, такая потребность существовала, но не была настолько острой и не для всех преподавателей была очевидной. Но зато прогресс не стоял на месте и сейчас для учителей разных предметов, разных направленностей существует богатая база средств обучения on-line технологий, которые постепенно интегрируются в уроки, внеурочную деятельность и в дополнительное образование. Невозможно не обратить внимание, что за последние годы цифровые компетенции педагогов, независимо от ступени образования, возраста, категории и предмета, заметно выросли. Это говорит о том, что и в вопросах самообразования многие педагоги, не только начинающие, готовы прилагать усилия, понимают необходимость непрерывного образования и собственной инициативы в этом процессе. На уроках многих молодых специалистов можно встретить использование данных технологий на разных этапах урока, а иной раз и формирование умений работы в цифровой образовательной среде, и в том числе необходимые пользовательские умения, такие как информационная безопасность, которую, например на уроках истории можно применять в контексте критического мышления с позиции оценивания безопасности и достоверности информации. Огромное количество сервисов создано для проведения фронтальных бесед, перекрестных опросов и викторин, как средств повторения, закрепления и проверки знаний. Для мотивации можно использовать сервисы шифрования, чтобы загадать тему урока или создавать собственные небольшие мультфильмы-подводки к уроку, искать дизайнерские решения для красочных презентаций. Некоторые сервисы позволяют создавать интерактивные игры, интерактивные рабочие листы, которые можно использовать при освоении нового материала или закрепления материала на уроке. К примеру, есть игра «Выйди из комнаты», где учащиеся в заданных условиях, должны провести поисковую работу и применить при этом знания и умения, сформированные на уроках, чтобы выбраться из виртуальной комнаты. 
В собственной педагогической деятельности с данным направлением самообразования также пришлось столкнуться в 2020 году, когда достаточно оперативно пришлось перестроиться на дистанционное обучение. До этого события в системе очных уроков мною использовались цифровые ресурсы в блоках закрепления, повторения или мотивации, особой популярностью пользовался среди учащихся Kahoot! но достаточно редко и особых знаний и умений, которые нужно было бы приобрести для их использования, не требовалось. В условиях перехода в новый формат, такая потребность возникла. И возникла на всех этапах урока от организационных вопросов, до рефлексии на уроке. Проблемным также стало то обстоятельство, что по ГОСТу учащиеся не могли проводить у экрана более 15-20 минут в ходе образовательной деятельности, а уроки все же хотелось проводить интересные, поэтому в первую очередь потребовалось осваивать организационные сервисы и из всех предпочтительней стал Google Classroom. Также мной были опробованы сервисы создания интерактивных видео, использованы видеоуроки открытого доступа, различные сервисы опросов и викторин, сервисы для создания рабочих листов, например Liveworksheets. Данный время и энергозатратный период полностью окупился по результатам, которые смогли предъявить обучающиеся и благодарности от родителей о том, что эти уроки, которые были проведены в таком формате, были просты для восприятия, удобны и выполнимы, а также интересны. В сегодняшней деятельности продолжается работа с изученными сервисам и пополняется база новых, более практичных, полезных и интерактивных образовательных площадок.
В последнее время ресурсов, способствующих образованию, становится очень много, порой типичных, с плюс минус одинаковым наполнением и инструментарием, но иногда имеющих свои неоценимые бонусы. Наравне с этим появляется и большое число блогеров-преподавателей, которые помогают коллегам осваивать и использовать сервисы в работе. Например wow_urok – также учитель истории и обществознания, чьи разработки вдохновляют и мотивируют, а помощь в работе неоценима.
Подведя итог данному направлению, выявим логику взаимосвязи таких интерактивных уроков и того, как они влияют на мотивацию молодого специалиста к самообразованию:
1. интерактивные уроки, связанные с цифровыми технологиями, уже зарекомендовали себя, как действенную форму занятия;
2. такие уроки, в случае необходимости всегда можно давать и в дистанционном формате;
3. для грамотного использования данных средств и по-настоящему творческого процесса создания урока учителю необходимо владеть знания и умениями в сфере IT.
4. развитие цифровых компетенций посредством подготовки к таким урокам неоспоримый плюс как в профессиональной деятельности учителя, так и в личной.
5. с появлением новых знаний и умений, в данном случае связанных с ведущей в современности сферой, молодой специалист может успешно участвовать в педагогических конкурсах и крупных педагогических проектах.
По поводу второго направления: изучении методик, технологий и подходов других предметных областей для применения на своих уроках, молодые специалисты задумывается гораздо реже, уделяя больше внимания методическому аппарату своего предмета. В первые годы практической деятельности – это обосновано, так как специалист прикладывает приобретенные в профессиональном учреждении знания и умения, но в дальнейшем все равно возникает необходимость в получении нового подхода, новых практик, как минимум для расширения собственного кругозора, как максимум для профессионального роста. Исходя из собственной предметной области стоит отметить, что на уроках истории и обществознания в большей или меньшей степени, но необходимы методы и приемы из таких учебных дисциплин как: английский язык, математика, география, русский язык, литература, информатика, музыка, изобразительное искусство. Для этого необходимо понимать в контексте какого урока понадобится углубление метапредметных связей и умений и соответственно не исключать элемент сотрудничества с коллегами других предметов для повышения продуктивности таких уроков. Идеалом работы с данным подходом стал бы момент избирательного внедрения методик различных предметов в другие образовательные дисциплины. В таком случае существовало бы некое единство и объективное видимое сотрудничество предметов для учащихся, которые, наблюдая за данным перемежением уроков, улавливая логику соприкосновения предметов, тоже бы занимались самообразованием и проникались поиском таких связей, укрепляя логическое мышление. Этот подход может быть реализован исключительно при понимании специалистом необходимости такой коллаборации, а таковая существует и основана на положениях ФГОСа, и самостоятельном изучением методической работы других преподавателей для реализации условий успешного современного урока.
В этом направлении возможно лишь описать потенциал деятельности потому как в данный момент ведется работа по разработке таких уроков, где будет произведена максимальная интеграция других предметных областей. Как уже было сказано, на уроках истории и обществознания очень часто нужно прибегать к взаимодействию с другими предметными областями, например работая с картой мы вспоминаем умения такой же работы на уроках географии, или разбирая терминологию в обществознании нередко прибегаем к разбору самого слова и переводу его с английского языка.
На сегодняшний момент, совместно с учителем английского языка ГБОУ СОШ №542 Белковым В.В., разрабатывается урок истории Средних веков для учащихся 6 класса по теме «Англия в Раннее Средневековье». Мы стараемся интегрировать эмоционально-смысловой метод и коммуникационную методику английского языка в контексте изучения истории Англии в период становления государства. В данном процессе мы используем как мотивацию письмо от друга из Англии, который рассказывает учащимся о легендарном короле Артуре, его мече и рыцарях круглого стола и таким образом вовлекаем учащихся в процесс изучения истории, создаем для них вариации поисковой деятельности по некоторым терминам, связанными как с историей, так и с английским языком соответствующий их уровню и познавательным способностям, использование ролевых диалогов, описания наглядных средств обучения при помощи английской лексики, а также перекрестный опрос, основанный на стандартных формулах построения вопросов на английском языке. Уже на следующих уроках истории и английского языка будет произведено закрепление и повторная рефлексия. Это лишь теоретический элемент, практики этот урок пока что не достиг, но в дальнейшем планируется его проведение.
Таким образом, подведя итог всему вышесказанному, закрепим основные тезисы:
1. Основываясь на положениях ФГОС и ожидаемых результатах образования и воспитания личности, молодой специалист, да и в целом педагог, в урочной, внеурочной или дополнительной образовательной деятельности своим примером должен показать, какие социальнозначимые качества должны быть у гражданина нашего государства. Одним из этих качеств будет стремление к непрерывному образованию, в том числе к самостоятельному приобретению знаний и умений.
2. Современный урок со стороны учителя – сложная система подготовки, которая требует от специалиста непрерывного когнитивного процесса.
3. С весьма быстрым развитием общества возникают новые проблемы, решение которых отчасти возложено на образование, тогда как для учителя, а особенно для молодого специалиста, эффективно подстроится под новые реалии может быть проблематично без понимания значимости самообразования и умения учиться, а точнее максимально выгодно извлекать знания, проводить над ними мыслительные операции, закреплять умениями и методично составлять на их основе современные грамотные уроки.
4. Самообразование для каждого человека, в зависимости от его потребностей – индивидуально, но в профессиональной педагогической области можно выделить два направления самообучения, использовав которые специалист сможет создать и провести идеальный урок: 1) изучение цифровых компетенций и внедрение сферы IT в образовательный процесс на разных предметах; 2) взаимное изучение методик и технологий других предметных областей, связанных с предметом специалиста.
5. Современный урок – это совокупность инструментов педагогического творчества. Если специалист будет творить в одном ключе, не развиваясь, не осуществляя поиск идей, не транслируя опыт более мудрых и опытных коллег, то и урок рано или поздно станет не актуальным, не развивающим, не современным.
Завершая данную логическую нить, стоит вернуться к началу, а точнее к эпиграфу статьи. Мы уже одной ногой в постиндустриальном обществе и с каждым днем все больше ощущаем потребность в информации, потребность в правильном ее применении и умении выцепить из нее максимально полезное для себя. Именно поэтому возможность и потенциал к самообразованию мы должны видеть в каждой сфере деятельности общества, в каждом социальном проявлении, в каждой профессиональной области и даже в тех предметах или процессах, которые и так нам знакомы и понятны, но тем не менее постоянно дают новую мотивацию к познанию.
 
Список литературы:
1. Коваль, Т. В. Формирование метапредметных умений в школьном курсе обществознания: работа с источниками социальной информации / Т. В. Коваль // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2016. – № 3. – С. 21-30.
2. Методика обучения истории [Текст] : учебник для вузов, ведущих подготовку по направлению "Педагогическое образование" / Э. В. Ванина [и др.] ; под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. - М. : Издательский центр "Академия", 2014. - 428, [1] с. - (Высшее образование) (Педагогическое образование. Бакалавриат).
3. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. [Текст] — 1950. — 774 с.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Потенциальные направления самообразования молодого специалиста в рамках профессиональной деятельности