Хафизова Р.А.,

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района

Поиск эффективных методов взаимодействия педагогического коллектива ДОУ

 
В рамках современной образовательной системы дошкольная педагогика переживает один из интереснейших периодов своего развития. Сложность и динамичность современного общества, личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком способствуют активизации личности самого педагога, развитию его творческого потенциала, повышению педагогического мастерства. Однако отсутствие теоретических разработок по организации подготовки педагогических коллективов к инновационной деятельности вызывает трудности в работе по практической подготовке педагогов.
Однако стоит задаться вопросом: что такое педагогические инновации? Определяя это понятие, К. Ангеловский отмечает его латинский корень и считает его синонимом слова «новшество». То есть и новшество, и инновации определяются как процесс изменений, направленных на улучшение того или иного явления. 
Поскольку всякий процесс получает свои значимые характеристики в определенной системе, ситуации, в определенное время, то и педагогической инновацией можно считать средство, которое не использовалось ранее в конкретной образовательной системе для решения конкретных педагогических задач.
На первом этапе подготовки педагогов к инновационной деятельности необходимо актуализировать имеющийся опыт и определить характеристики условий, в которых инновационный потенциал педагогов будет выявляться, а также продумать систему мер, направленных на развитие инновационного подхода в практической работе. Как один из вариантов определения потенциала педагога, как инновационного, возможно использовать «Опросник В. Гербачевского для определения профессиональной направленности педагогов» [1].
Данный опросник дает возможность измерить три вида направленности педагога: деловую, личностную и направленность на общение. Направленность – это устойчивая система интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д. Согласно предложенному опроснику, направленность выступает в качестве ориентира деятельности личности и является относительно независимой от конкретных ситуаций.
Также возможно использование методики «Изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Земфир в модификации А. Реана), основанной на выявлении внешней и внутренней мотивации[2].
Согласно предложенной методике, внутренняя мотивация проявляется в большей степени тогда, когда профессиональная деятельность субъекта для него самого имеет первостепенное значение.
Интерпретировав результаты данной методики, можно предположить, что эффективность развития инновационного потенциала педагогического коллектива будет достигнута, если целенаправленно развивать восприимчивость педагогов к новшествам через использование различных педагогических форм и технологий.
Исследователи отмечают, что технология – это научно или практически обоснованные системы деятельности, применяемые человеком в целях преобразования окружающей среды производства материальных или духовных ценностей.
Сущность современных педагогических технологий выражается в организации индивидуально ориентированного образовательного процесса, предложении новых форм и методов формирования и развития профессиональных знаний и умений, комплексной оценки достижений, способов развития качеств личности педагога, необходимых ему для самообразования, творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:
  • разрабатываться под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежит определенная философская позиция;
  • иметь целевые установки, конкретизирующие ожидаемый результат;
  • предусматривать взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанников, с учетом принципов индивидуализации.
Возможными педагогическими технологиями, используемыми для раскрытия потенциала педагогов дошкольного образования могут быть:
«Мозговой штурм» (от англ. brainstorming – мозговая атака) – метод работы, основанный на групповом формировании проблемно-познавательной задачи, представляющий собой единство двух элементов – выдвижения идеи и их развития. Использование метода мозгового штурма способствует формированию способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи, приобретении опыта коллективной мыслительной деятельности, творческого усвоении и переработки материала.
«Дискуссия» (от лат. discussion – рассмотрение, исследование) – обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими, высказывая собственную точку зрения. Одними из интереснейших для раскрытия педагога являются такие разновидности дискуссии как: 
  • «методический мост», дающая возможность обмениваться передовым педагогическим опытом. К проведения данной формы методической работы т привлекаются педагоги из разных образовательных учреждений района, города, родители;
  • «аквариум» – содержание данной техники тесно определено противоречиями, разногласиями, дискуссиями по определенному вопросу. Данный вариант взаимодействия педагога с детьми интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Педагог имеет возможность в процессе своих размышлений и высказываний опираться как на передовой педагогический опыт, так и на свой собственный.
  • «деловая игра» – это имитация жизненной ситуации, процессов производства и профессиональной деятельности, занятых в ней людей, осуществляемая в условных ситуациях.
«Технология критического мышления» – образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность. Критическое мышление означает мышление оценочное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
«Технология активного обучения» – рассматривается как совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебно-воспитательного процесса и создающих специальными средствами условия к инициативному и творческому освоению нового. Особенность данной технологии состоит в направленности на активизацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества
Также существует множество разнообразных методик, используемых для формирования новаторских профессиональных подходов педагогов в профессиональной деятельности. Одними из значимых, в работе с педагогами дошкольного учреждения являются:
«Мастер-класс» – рассматривается, как средство передачи педагогом-мастером концептуальной и практической сторон собственной системы работы, предполагающей комплекс методических приемов, педагогических действий, присущих только этому педагогу;
  • «Методический фестиваль» – (от фр. festival, от лат. festivus – праздничный) – массовое празднество, показ (смотр) достижений. Данная форма работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью: обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок. В рамках методического фестиваля наиболее удачно вписываются: 
  • «творческая лаборатория педагога» – передача опыта педагога по авторской технологии;
  • «ярмарка педагогических идей» – поддержка и развитие педагогического опыта и инициатив. 
Предложенные формы работы решают следующие задачи:
  • содействовать развитию творческого потенциала педагога дошкольного образования;
  • выявлять и распространять инновационный педагогический опыт;
  • устанавливать и расширять деловые и творческие контакты с коллегами;
  • пополнять и обновлять информационный банк методических идей.
Особой формой повышения профессиональной компетенции педагога является включение педагога в конкурсной движение, позволяющее ему наиболее полно раскрыть личностно-ориентированный подход к своему профессиональному росту, активно включиться в инновационную деятельность.
Формируя педагога, готового к инновационным формам работы можно выделить следующие критерии:
  • компетентный в профессиональной деятельности;
  • креативный;
  • готовый к глубокой, содержательной работе.
 
Список литературы:
  1. https://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=13493
  2. http://www.miu.by/kaf_new/mpp/102.pdf
  3. Атамаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Поиск эффективных методов взаимодействия педагогического коллектива ДОУ