Захарова Татьяна Владимировна,

учитель ГБОУ Петергофской гимназии императора Александра II

Социокультурные проекты на примере
создания путеводителей «По ту сторону фонтанов»

Федеральный проект «Современная школа» направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, организацию комплексного психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений, в частности, а в целом – на обеспечение возможности самореализации и развития талантов. 
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, обусловливает изменение общей парадигмы образования, который предусматривает включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, понимание учения как личностно значимого процесса образования. Одним из методов реализации данного подхода является проектная деятельность, которая позволяет создать насыщенную культурно-образовательную среду развития детей и подростков, способствующую становлению личности школьника, приобретению им ряда социокультурных навыков и компетенций, значимых для жителя XXI века [1]. 
Актуальность разработки состоит в том, что она нацелена на решение ряда важных задач, стоящих перед системой современного образования: воспитание у детей и молодежи общегражданской российской идентичности, становление социальной инициативности обучающихся, апробация и распространение новых форм освоения культурного наследия.  
Современные цифровые технологии позволяют выстроить образовательный процесс на новом уровне с учетом основных принципов дидактики – принципа наглядности, доступности, личностной и практической ориентированности [4]. Виртуальная реальность все активнее внедряется в образовательный процесс и становится средой обучения разных учебных дисциплин, в том числе и предметов, связанных с освоением культурного наследия. При этом важно, сохраняя традиции и внедряя инновации, создать методические модели, позволяющие использовать цифровые технологии не в качестве замещения реальности, а как инструмент, открывающий новые возможности освоения реального мира культуры. 
Новизна методической разработки состоит в том, что она носит межпредметный, культурно-образовательный и практико-ориентированный характер. Создается не только востребованный обществом продукт – путеводитель по городу, включающий в себя инновационные технологии, но и решаются образовательные и воспитательные задачи.  
Стоит отметить, что разработка носит универсальный характер и может быть применима в любом образовательном учреждении страны. Она позволяет по-новому взглянуть на городские или сельские объекты, на практике изучить новые формы освоения пространства, создать современное информационное поле. При этом важно, что внимание обучающихся в данном случае направлено не на всемирно известные фонтаны, дворцы и парки, входящие в состав знаменитых памятников государственного музея-заповедника, а на городские объекты, на «нефонтанный Петергоф».
Целью социокультурного проекта является создание условий для формирования исследовательских умений обучающихся, для становления у молодого поколения чувства сопричастности к истории своего города, к его традициям и культуре и готовности нести ответственность за их сохранение [3]. В связи с этим определены следующие педагогические задачи:
– формирование интереса к истории и культуре своего города, популяризация объектов культурного наследия Петродворцового района, не входящих в число значимых петергофских памятников;
– создание условий и возможностей для социализации и самореализации обучающихся и развития их творческого потенциала в интересах города;
– разработка доступных инструментов передачи информации с применением инновационных технологий;   
– приобретение опыта социокультурного проектирования;
– формирование социально-личностных компетенций школьников: социальная отзывчивость, приобретение навыков совместной деятельности в достижении общей цели.
Проектный метод прочно вошел в содержание работы российских школ. Использование данной образовательной технологии в педагогической практике позволяет создать условия для формирования базовых компетентностей учащихся. Проектная работа способствует развитию у школьников аналитического, критического и креативного мышления, эмпатии, коммуникативных способностей, умения ставить и достигать цели, нести ответственность за ход и результаты работы. 
Социокультурные практики могут рассматриваться как один из возможных педагогических инструментов, позволяющих системно и планомерно организовать процесс освоения учащимися основ проектного метода. Под социокультурной практикой мы понимаем любую форму активности, проявляющуюся в социокультурной системе [3]. Такие практики предполагают, что освоение школьниками разнообразных стратегий самоопределения и самореализации происходит в ходе практического решения ими личностно значимых социальных проблем на основе использования потенциала культуры (культурного наследия). 
Важно отметить, что педагог участвует в них не только как консультант или координатор, но и как равноправный партнер проекта, готовый помочь учащимся освоить опыт существования в культуре, расширить социальные умения и навыки. Учитель способствует определению направления деятельности, раскрывает возможные формы работы, выявляет недостатки, помогает оценить полученный результат, развивая инициативу и активность учащихся.
В свою очередь, учащиеся с помощью социокультурных практик осваивают технологию проектной работы. Специфика технологии проектного обучения выражается в методах, использование которых определяет успешность работы над проектом. К традиционным можно отнести вербальные методы; демонстрацию как совокупность действий учителя – показ учащимся самих объектов, а также представление им определенных явлений или процессов. Самостоятельная работа учащихся с источниками по теме проекта является одним из способов самостоятельного приобретения и углубления необходимых специальных знаний. Исторический метод предполагает ознакомление учащихся с историческими документами, материалами, художественными произведениями и т.д. Из нетрадиционных методов стоит выделить дизайн-анализ, заключающийся в исследовании различных объектов (домов, памятников, общественных зданий и пространств) с целью изучения их свойств и характеристик, и метод творческих проектов. 
Особенностью проекта «По ту сторону фонтанов» является его сложная, многосоставная структура с точки зрения организации процесса, задач, количества участников. Проект метапредметный, технологичный, интерактивный, современный, с открытым финалом; его можно отнести к межпредметному типу проектов. 
Работа над маршрутами позволяет учащимся по-новому взглянуть на городские объекты, на практике изучить новые формы освоения городского пространства; приобрести опыт социокультурного проектирования – создания востребованного обществом продукта, способного оказать положительное влияние на жизнь города и горожан, сформировать новый имидж Петергофа. Кроме того, работа над созданием путеводителей является своеобразной творческой лабораторией, в которой актуализируются знания учащихся по самым разным предметам: русскому языку и литературе, ИЗО и МХК. Гимназисты отбирают и редактируют тексты, подбирают иллюстрации, записывают аудио и видеосюжеты, монтируют видеокадры, создают иллюстрации для подложки буклета, читают закадровый текст. 
Одним из важных моментов стал отбор достопримечательностей Петергофа, связанных, в первом маршруте с понятием «благотворительность», во-втором, с поиском исторических памятников, сохранившихся и исчезнувших. Учащиеся вместе с учителями вели большую исследовательскую работу, посещали городские объекты, искали новые подходы, чтобы иначе взглянуть на привычные места. 
Важным образовательным эффектом проекта стало освоение учениками инновационных IT-технологий. В бумажном путеводителе создана дополненная реальность: видеосюжеты, музыкальные фрагменты, фотографии, слайд-шоу, текстовой материал в виде справки, информации, стихотворения, доступная по QR кодам. Результатом работы стало появление путеводителей формата А5 с указанием маршрута, локаций (остановок) с различными интерактивными заданиями, включающими использование подсказок и дополнительной информации, также доступной по QR кодам. 
Маршрут путешествия, в отличие от квеста, не предполагает ограничений по времени или жесткой заданности последовательности его прохождения: можно посещать отдельные локации, можно частично или в иной последовательности проходить маршрут. 
Социокультурный проект «По ту сторону фонтанов» неоднократно был представлен педагогическому сообществу на РМО учителей истории и культуры, МХК. Презентации путеводителей состоялись в ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», на городском фестивале социокультурных практик школьников «Небываемое бывает», на XIII Всероссийской научно-практической онлайн конференции «Цифровая образовательная среда как освоение культурного наследия», на XII ПМОФ в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Городские научно-образовательные практики в эпоху пандемии». Проект получил положительные рекомендации и отзывы авторитетных экспертов.
Важно отметить, что к проекту «По ту сторону фонтанов» присоединились учащиеся школ № 430 и № 411. В настоящее время разработано шесть путеводителей с уникальными маршрутами, которые дадут возможность увидеть другой, «нефонтанный Петергоф». 
Проектный метод активно применяется при работе с обучающимися во внеурочной деятельности. В частности, на занятиях по «Искусству слова» реализуются творческие проекты, результатом которых являются постановки спектаклей. 
Системная работа по применению указанных выше методических подходов позволяет: осуществлять руководство индивидуальными проектами обучающихся, содержательно связанными с историей и культурой Петербурга и Петергофа; ежегодно организовывать творческие команды с 5 по 11 классы для исследования городского пространства; совместно с коллегами-единомышленниками реализовать культурно-образовательный проект «Я есмь в чину учимых…», который был представлен на Всероссийской научной конференции «Петр I и его наследие». 
Таким образом, социокультурный проект ориентирован на последовательное социокультурное освоение мира, становление локальной идентичности у обучающихся, обеспечивает индивидуальное развитие детей, включение их в многообразие общественных отношений [2]. В итоге интеграция урочной, внеурочной, школьной и внешкольной образовательной деятельности позволяет расширить и освоить образовательное и жизненное пространство обучающихся, создать инновационный продукт, востребованный обществом, повысить общекультурный уровень как участников проекта, так и потребителей продукта проектной деятельности за счет расширения представлений о своем городе – его историко-культурных особенностях, аспектах современной жизни. 
 
Литература
  1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. СПб.: СПб АППО, 2012. 
  2. Демидович Д.М., Шейко Н.Г. Воспитание через культурный потенциал Санкт Петербурга: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации. СПб.: СПб АППО, 2015. 
  3. Культурные практики в пространстве Санкт-Петербурга: методические рекомендации по реализации внеурочной деятельности / под науч. ред. Е.Н. Коробковой. СПб.: СПб АППО, 2016 
  4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФРОС / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2014 
 
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы По ту сторону фонтанов