Качалова Ольга Владимировна

методист ГБУ ИМЦ Петродворцового района Санкт-Петербурга

«Оценка качества образования»

 
Одной из главных задач государственной политики в образовании является обеспечение высокого качества образования, основанного на крепких знаниях и развитии творческих способностей обучающихся, в соответствии с потребностями личности, общества, безопасности обучения и обеспечении здоровья детей при постоянном профессиональном развитии работников образования. 
Что такое оценка качества образования и из чего она состоит?Многие люди, далекие от педагогики, считают, что независимая оценка качества образовательной системы проводится исключительно на основании успехов обучающихся. Согласно Закону об образовании в Российской Федерации «независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [1].
Специалисты в области оценки качества образования используют следующее определение: «Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям»[2].
Выделим следующие элементы системы образования:
  • органы управления образованием (отдел образования);
  • учреждения образования;
  • образовательные программы;
  • педагоги;
  • обучающиеся.
К основным задачам оценки качества образования относятся: 
  • оценка уровня достижений обучающихся для итоговой аттестации и поступления на следующую ступень обучения;
  • оценка качества образования на разных уровнях обучения в рамках мониторинговых исследований (международных,федеральных, городских ирайонных);
  • формирование системы измерения, позволяющей эффективно воплощать цели системы оценки качества образования.
Контроль качества образования направлен на результат, управление - на процесс. Главным инструментом контроля является системная диагностика - мониторинг качества предметной обученности. Модель такого мониторинга в районе представлена следующим образом:
1. государственная (итоговая) аттестация выпускников (ЕГЭ и ОГЭ);
2. промежуточная аттестацияобучающихся: 
  • всероссийские проверочные работы;
  • национальное исследование качества образования;
  • региональные диагностические работы;
  • районные диагностические работы с использованием автоматизированной информационной системы «Знак».
Государственнаяитоговая аттестация по результатам выполнения основных образовательных программ основного и среднего общего образования является государственной аттестацией и проводится в форме ГИА и ЕГЭ. Государственная итоговая аттестация проводится по окончании основной школы, а единый государственный экзамен учащиеся сдают при окончании средней школы.
Всероссийские проверочные работы проводятсядля того, чтобы получить достоверную информацию о состоянии и результатах образовательной деятельности в образовательном учреждении. Также это помощь школам в проведении качественной, выверенной, стандартизированной общероссийской работы.
Национальное исследование качества образованияпредставляет проведение систематических исследований по некоторым учебным предметам, на разных уровнях общего образования.
Цель проведения региональных диагностических работ –формирование единой системы региональных исследований качества образования, включающей, мониторинговые исследования различных направлений деятельности системы образования Санкт-Петербурга.Общеобразовательные организации Петродворцового района приняли участие в мониторинговых исследованиях по 10 предметам.
Районное диагностическое тестирования обучающихся с использованием АИС «Знак» проходит с целью государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях Петродворцового района Санкт-Петербурга. Участники диагностических работ учащиеся 6, 8-11 классов ОУ. 
Ежегодное тестирование учеников позволяет:
  • развивать единые образовательные стандарты для всех школ;
  • поставить обучающихся перед необходимостью заниматься в каждом классе, а не только в выпускном;
  • проверить уровень и качество знаний, даваемых школой, в сравнении с результатами других образовательных организаций;
  • дать обучающимся возможность психологически подготовиться к ЕГЭ (способы проведения всероссийских проверочных и региональных диагностических работ похожи на ЕГЭ, значит, ученик будет чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу);
  • выяснить, готов ли обучающийся к учёбе на следующем уровне;
  • оценить уровень знаний каждогообучающегося по предмету;
  • выявить пробелы в знаниях каждогообучающегося и исправить их.
Систематическая оценка качества профессиональной деятельности педагога и педагогического коллектива помогает повышать успехи обучающихся. Безусловно, прохождение независимой оценки качества образования процедура сложная,но она помогает выявить все проблемы деятельности педагога и школы в целом.
 
 
Литература:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 21.12.2012г. № 273-ФЗ.
2. Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
3. Управление школой: личность, идеи, опыт. С.-Петербург: Комитет по образованию Санкт-Петербурга, 2003, 204 с.
4. ИльенкоЛ.П. теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях.– М.: АРКТИ, 2003. – 168 с.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Оценка качества образования