Гнездилова В.Н.,

директор ГБОУ школы №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Особенности организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

 
Особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья занимают дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) представляют собой  не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс. Как правило, это учащиеся с выраженными нарушениями интеллектуального развития. Они представляют собой разнородную группу. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. 
Особые образовательные потребности  детей с ТМНР требуют создания специальных условий обучения: это и индивидуализация учебных планов, и создание специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на основе комплексной медико-психолого-педагогической диагностики, и специальное оборудование, и организация доступной среды, и многое другое. 
Динамика развития детей данной группы определяется комплексом факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества оказываемой коррекционной помощи. 
В  детский дом-интернат дети попадают в раннем возрасте. ДДИ-1 – удивительное учреждение, где забота о развитии ребенка начинается с момента поступления. Здесь всегда учили детей. Для этого даже построен специальный реабилитационный центр, имеется высококлассный педагогический коллектив. Проблема была только в отсутствии лицензии на образовательную деятельность. Она была решена через организацию тесного сотрудничества нашей школы и детского дома. Мы приняли в штат педагогов и замов по учебной работе из ДДИ 1, совместно писали образовательные программы и учебные планы, помогали в организации профессионального обучения, курсовой подготовки. Использовали опыт ДДИ в области коррекционной работы и дополнительного образования. Без понимания общих целей и совместного решения всех вопросов невозможно было бы оформление договора безвозмездной аренды помещений ДДИ 1 и внесения данного адреса в лицензию школы. Впервые в Санкт-Петербурге согласование шло на уровне трех комитетов. 
С 2016 года наша школа учит еще и совершеннолетних лиц с интеллектуальными нарушениями, проживающих в ПНИ-3. И логично, что мы включили в лицензию еще и учебные помещения ПНИ-3. С этими учреждениями мы оформили договоры сетевой реализации образовательных программ.
Мы понимаем, как важно обучать тех, кому это не навредит, именно в условиях школы. И поэтому на свободные места в классах (а это всего 7 учащихся) мы зачисляем воспитанников ДДИ-1. Мы уверены, что конструктивное сотрудничество с ДДИ-1 продолжится и у нас уже большие планы, как улучшить качество жизни ребят с ОВЗ, в частности, самой сложной ее категории – детей с ТМНР.
Коллектив школы стал командой, способной сделать невозможное возможным. 
 
Список литературы:
1.Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
2.Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.
3.Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
4.Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
 
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Особенности организации обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития