Наумова Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов
ГБОУ школа№ 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Основы мировых религиозных культур.
Семья.

[Скачать]

Методическая разработка урока в начальной школе
Класс: 4
Предмет: основы религиозных культур и светской этики
Предметный модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема: «Семья»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель  урока: сформировать представление о семье как о базовой ценности общества в традиционных религиях России.
 
Задачи:
образовательные:  
познакомить со значением слова «семья», его происхождением;
сформировать представления об отношении к семье в традиционных религиях;
развивающие:
развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
развивать навыки работы  с информацией и фотоматериалами;
воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к своей семье;
воспитывать в ребенке чувство ответственности  за семью.
 
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать значение слова «семья»;
объяснять смысл пословиц о семье.
Личностные: 
уважительно относиться к членам семьи;
понимать свою причастность к семейному коллективу;
чувствовать ответственность за каждого члена семьи.
Метапредметные:
развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
формировать умение взаимодействия в группах.
 
Оборудование и материалы к уроку: 
«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» - учебник для 4-5 классов, Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. 
дополнительный материал: справочники, словари, пословицы, поговорки и высказывания о семье;
иллюстративный материал: листы с изображением солнышка и незаконченными предложениями;
наглядный материал: дерево и ленточки.
Формируемые на уроке УУД:
Личностные:
формирование способности к самооценке;
Регулятивные:
формирование умения самопроверки и взаимопроверки.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других;
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
формирование умения согласованно работать в группе и коллективе. 
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения;
самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;
использование материала для нахождения ответов на вопросы;
формулирование способа выполнения задания; 
умение действовать по аналогии; 
установление причинно-следственных связей.
 
Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, доступ к интернет ресурсам.
 
2.2 Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся
 
Структура учебного занятия
 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса (1 минута)

Психологический настрой учащихся на урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на занятие.

2. Осмысление учебной задачи

(5 минуты)

Подводит к теме урока через обобщение ответов на загадки

Делают вывод о теме урока через обобщение ответов на загадки и вывод о целях урока

3. Изучение нового материала

(31 минута)

Обсуждает с учащимися значение слова «семья».

Предлагает подобрать ассоциативный ряд к этому слову.

Обращает детей к ребусу.

Предлагает поразмышлять о взаимоотношениях в семье на основе легенд и притч, пословиц и поговорок.

Дети высказывают предположения о значении слова «семья», читают определение в словаре. Выстраивают ассоциативный ряд к этому слову.

Читают легенды и притчи, делают выводы об их смысле.

Физминутка 

(1 минута)

Настраивает учащихся на небольшой отдых.

Ученик проводит физкультминутку

 

Учитель обращает внимание учащихся на отношение традиционных религий России к семье.

Предлагает обсудить отношения детей и родителей в православной семье, сравнить с отношениями в семьях в других религиях.

Организует работу в группах -поиск ответов на вопросы по материалам учебника.

Организует учебную дискуссию по нахождению отличительных признаков священных сооружений.

Предлагает на листочках дописать  предложения и обсудить получившиеся ответы.

Ученики обсуждают отношение традиционных религий России к семье.

Обсуждают отношения в семьях в традиционных религиях.

Работают в группах. Делают вывод о значимости семьи во всех религиях.

Определяют, какое священное сооружение они видят на иллюстрациях.

Дописывают предложения, обсуждают получившиеся предложения.

 

5. Рефлексия.  Анализ и самоанализ урока.

(6 минут)

Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся на уроке.

 

Обобщают сведения, полученные на уроке, самооценка.

6. Организованный конец (1 минута)

Разъясняет  домашнее задание.

 

Благодарит за урок.

 

Записывают домашнее задание.

 

Благодарят учителя.

 

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.
 
Методы и приемы:
словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;
наглядные методы – метод иллюстраций, демонстраций, ассоциаций;
метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – анализ графической и текстовой информации, конспектирование;
метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа.
Формы организации работы на уроке:  
коллективная работа,
самостоятельная работа,
работа в группах и парах.
Средства обучения: 
материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;
идеальные – средства наглядности, учебные компьютерные программы по теме урока.
Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.
Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.
Ход урока
1. Организационный момент
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: «Доброе утро» 
– Доброе утро и солнцу и птицам.
– Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым,                                    
Пусть доброе утро длится до вечера!
2.  Осмысление учебной задачи
- С хорошим настроением мы начинаем наш урок. Говорить будем о важной и близкой для каждого человека теме. А о чем именно, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1. Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
3. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
- Молодцы, ребята с загадками мы справились. А что общего между отгадками? Назовите  одним словом.
- Сегодня мы поговорим о семье. (На интерактивной доске появляется слайд «семья»).
- На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке? (слайд 2)
3. Открытие нового знания
- Ребята, а что же такое семья? Пока мы с вами обсуждаем ответ на этот вопрос, один ученик посмотрит значение слова «семья» в толковом словаре, а другой будет искать значение  этого же слова в интернет-словаре.
- Как вы думаете, кто еще является членами семьи? А как еще по-другому можно назвать всех членов семьи?
- На партах у вас лежат листы с изображением солнышка. Напишите в центре солнышка  «семья», а на его лучиках слова, с которыми оно ассоциируется.
- Кто хочет поделиться тем, что  записал? Почему вы выбрали именно эти слова?
- А теперь отгадайте ребус «7Я» (слайд 3). Какое слово здесь зашифровано? Как вы думаете, почему слово семья  похоже на название этой цифры?
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
- Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы своё задание — легенда, притча, пословицы, поговорки и высказывания о семье. После того, как вы познакомитесь с содержанием вашего текста, мы обсудим его.
- Итак, ребята  1 группы читали «Легенду о мудреце». (Приложение 1)
 Расскажите о чём это легенда? Какой совет мудрец дал членам семьи, которые к нему обратились? Как вы его понимаете?
- Ребята  2 группы читали притчу «Дружные братья». (Приложение 2). Расскажите о чём эта притча? Почему у нее такое название? В чём её смысл?
- Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА (слайд 4). 
- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы. 
- Ребята 3 группы читали библейскую притчу о Ное и его сыновьях.  (Приложение 3). О чём эта притча? Чему она учит? Как вы думаете, в каком случае родители могут говорить про своих детей «наша опора и защита»?
- Ребята  4 группы изучали пословицы, поговорки и высказывания о семье. (Приложение 5). Какие высказывания вам понравились больше всего, какими бы вы хотели поделиться с нами? Как вы их понимаете?
4. Физминутка.               Давайте немного отдохнем. 
- А теперь мы поговорим об отношении традиционных религий России к семье.
Семья — мама, папа, братья и сестры — играет большую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется церковью.   Какие значения этого слова мы знаем? Так семья в православии называется малой церковью. Семья в православии — это школа любви. Учиться любить здесь могут все — и папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека и тем более члена своей семьи. Любви к ближним и своим родным учили все святые, даже если они порой и ругают тебя. Сейчас ребята расскажут нам о преподобном Сергии Радонежском, который всю жизнь проповедовал любить ближних и почитать  своих близких. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся) (Приложение 4) (слайд 5,6).
- Как вы думаете, стоит ли обижаться на родителей, когда они вас ругают? Почему?
- Дальше вы будете работать  в группах.  Каждая группа получает задание по  учебнику, стр. 74-75. Найти ответ на вопрос (слайд 7):
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?
- Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из самых важных ценностей? На страницах учебника мы увидели фотографии священных сооружений христиан, иудаистов, мусульман и буддистов. Как определить, какое сооружение в какой религии является священным?
- Что же такое семья? Переверните листок с солнышком и закончите предложения:
1. Мама и папа для меня самые …
2. Я люблю бабушку и дедушку за то …
3. Я люблю вместе с братом (сестрой) вместе …
4. Свою семью я считаю …
5. Родным я хочу пожелать …
Кто хочет поделиться своими записями? 
5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока. 
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? (На доске появляется дерево).
- Я предлагаю вам украсить наше дерево ленточками. Если вам на уроке было все понятно, работали с интересом, то украсьте дерево зеленой ленточкой, а если не все  удалось, были трудности в понимании материала, то повесьте красную ленточку (слайд 8).
- Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми (слайд 9).
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! 
6. Организованный конец.
 Домашнее задание: прочитать параграф «Семья» на стр.74-75.
Спасибо за урок.
 
Приложения к методической разработке 
Предлагаемая информация для учащихся
Приложение 1
Легенда о мудреце
Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…
Приложение 2
Притча «Дружные братья» 
В одном селе  жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разным сторонам села, они жили в полном согласии, помогая друг другу. 
Однажды осенью братья собрали урожай и поделили всё поровну. В ту ночь старший брат подумал: «Мы поделили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне. Встал старший брат и ночью отнёс младшему мешок своего зерна. А в это время младший брат тоже лежит и думает: «Нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне». Под утро младший также украдкой отнёс мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои  амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнёс брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»
Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый водрузив на спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу. Полная луна ярко освещала их путь, и здесь, у сосны, встретились оба брата. Начал спрашивать старший:
- А, это ты, куда так поздно?
- А ты куда?
Они подумали и вдруг поняли, в чём дело. С тех пор они стали любить друг друга ещё больше.
Приложение 3
Притча о Ное и его сыновьях
У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. 
С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.
Приложение 4
Рассказ о детстве преподобного Сергия Радонежского
В возрасте 10 лет юного Варфоломея (такого имя, которое родители дали Сергию Радонежскому при рождении) отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей заметно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и совестили его, сам же мальчик со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Низко поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания, о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. 
Приложение 5
Пословицы и поговорки о семье
Добрая семья прибавит разума-ума. 
Брат с братом на медведя ходят.
Братская любовь крепче каменной стены.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В своем доме и стены помогают.
В семье и каша гуще.
В семье разлад, так и дому не рад.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие. 
При солнышке тепло, при матери добро. 
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой
Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. В.А. Сухомлинский
В семейной жизни главное - терпение... А.П. Чехов
Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак 
 
Приложение 6
Вы здесь: Home публикации Статьи Материалы Основы мировых религиозных культур. Семья.